19. Русская словесность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Авторские программы учителей

 

Русская словесность. Сборник текстов для проведения занятий по русскому языку и литературе с учащимися 9-х классов.

О. Н. КАЗАКОВА

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

Сборник текстов для проведения занятий по русскому языку и литературе с учащимися 9-х классов

Троицк, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

5

1. Слово и словесность

6

2. Отечественные филологи

7

3. Славянские языки. Старославянский язык. Древнерусский язык. А.С. Пушкин и русский литературный язык


7

4. Стили речи

8

5. Лексика

11

6. Морфология - синтаксис

13

7. Типы речи

15

8. Средства художественной изобразительности в произведениях русских писателей

17

Сведения о русском стихосложении (стона, рифма, строфа)

18

Анализ лирическою произведения

20

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи с возрождением интереса к словесному творчеству, гуманизацией образования, созданием гимназий и лицеев 1уманитарной направленности появилась потребность сблизить преподавание русского языка и глитературы, «возродить русскую словесность» как учебный предмет. Одним из первых пытается это сделал А.И.Горшков, автор программы и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности. 10 - 11».

Нa основе этой программы нами были составлены программа спецкурса «Русская словесность» и сборник текстов для занятий с учащимися 9-х классов. Девятиклассники уже могут и должны учиться анализировать словесную ткань произведения, на основе анализа глубже понимать истинное содержание произведения, его идею; вооружаются знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.

Тексты подобраны из произведений художественной литературы, это стихотворения, отрывки из прозаических произведений. Каждый текст сопровождают задания, позволяющие проверить и повысить уровень овладения учащимися лингвистической, языковой и коммуникативной компетенциями.

Задания составлены с опорой на языковой материал, анализируемый отечественными языковедами в научных работах или учебных пособиях, ряд вопросов взят из журнала «Русский язык в школе», из научно-популярной литературы, предназначенной для школьников.

Использование данного сборника текстов на занятиях позволяет сблизить две учебные дисциплины - русский язык и литературу: объединить сведения о языке как «материале словесности» и о словесном произведении как единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.

Пособие может быть использовано для факультативных занятий, олимпиад, а также для подготовки учащихся к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе

Вернуться к списку авторских программ учителей

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz