4. Методические рекомендации по выполнению летней полевой биолого-экологической практики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Методические рекомендации

 

Методические рекомендации по выполнению летней полевой биолого-экологической практики.

Д.Л. Белоусов,  Т.В. Приймак.

Методические рекомендации по выполнению летней
полевой биолого-экологической практики.

Учебное пособие.- Троицк

2006.- 72с.

Рецензенты:
Старченко С.А. доктор педагогических иаук, профессор кафедры биофизики и геофизики УГАВМ.
Бурков В.В. кандидат биологических наук, ассистент кафедры патанатомии и патморфологии УГАВМ.
Водина  С.С.   учитель   биологии   МОУ   «Гимназия   №23»,   руководитель методического объединения учителей биологии города Троицка.

Пособие адресовано учащимся 5-7 классов лицеев с углубленным изучением биологии и где организована летняя полевая биолого-экологическая практика. Оно содержит не только задания, обязательные для выполнения всеми учащимися соответствующих классов, но и индивидуальные задания исследовательского характера. В пособии описаны методики гербаризации растений, сбора, фиксации и оформления коллекции беспозвоночных животных. В приложении помещены: определитель растений и иллюстрированный упрощенный определитель беспозвоночных животных, встречающихся в Троицком районе.

Пособие (приложение) может быть использовано при изучении нового материала и для отработки практических умений на уроках при работе с определителями растений и животных.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ

Это пособие предназначено для закрепления теоретических знаний и овладения практическими навыками в изучении живой природы в периол прохождения летней полевой биолого-экологической практики. Из него вы узнаете, как нужно правильно собирать растения, беспозвоночных животных и готовить гербарий и коллекции, как изучается флора и фауна различных биоценозов. Выполнив задания, вы узнаете, какое влияние на живые организмы оказывают различные факторы внешней среды, и к чему приводя г те или иные антропогенные (человеческие) воздействия.

Нужный раздел пособия легко найти с помощью содержания, расположенного в конце пособия.

За 1-2 дня до практики внимательно прочтите цели и задачи практики; узнайте, какое экскурсионное оборудование необходимо иметь на практике; изучите методику гербаризации растений (5-6 кл.) или сбора, фиксации и оформления коллекции беспозвоночных (7 кл.), а затем познакомьтесь с планом практики. Желательно подготовить полевой дневник, в котором необходимо начертить все таблицы из разных заданий. Это облегчит работу в полевых условиях и при написании отчета.

Обязательно прочтите «Приложения 1 - 5». Выберите тему для индивидуальной исследовательской работы (можно группой из 2-3 чел.) и не забудьте затем взять у учителя план выполнения этой работы.

В «Приложении 6, 7» даны определители растений и беспозвоночных животных. Прочтите, как пользоваться определителями, и попытайтесь до практики самостоятельно определить 1-2 дикорастущих растения, встречающихся вдоль дорог, в парке или в саду, и каких-нибудь беспозвоночных.

Если вы забыли нужные термины, обратитесь к учебникам, справочникам и энциклопедиям, а если не нашли их. то обязательно запишите и спросите у учителя. В конце пособия приводится список рекомендуемой литературы, которая поможет вам в выполнении заданий и индивидуальной исследовательской работе. Эту литературу можно найти в школьной библиотеке или в кабинете биологии.

Желаем успехов!

ЛЕТНЯЯ ПОЛЕВАЯ КИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Цель практики: закрепить теоретические знания и расширить практические навыки по биологии (ботанике и зоологии) и экологии путем знакомства с местными видами флоры и фауны в естественной среде обитания и влиянием на них человеческой деятельности; познакомиться с биологическими методами познания живой природы и научиться собирать, обрабатывать фактический материал и оформлять простейшую исследовательскую работу.

Задачи практики:
1. Познакомиться с различными экосистемами и научиться определять и описывать структуру биоценоза и различные типы взаимоотношений.
2. Изучить видовой состав растений и животных разных биоценозов.
3. Научиться правильно собирать: а) растения и оформлять гербарий; б) беспозвоночных животных, подвергать первичной их обработке и оформлять коллекцию.
4. Освоить некоторые практические методы экологической оценки состояния природной среды.
5. Научиться работать с определителями растений и беспозвоночных животных.
6. Познакомиться со структурой исследовательской деятельности и выполнить небольшую исследовательскую работу.
7. Научиться обрабатывать собранный материал и оформлять выполненную работу в виде отчета и исследовательской работы.

Экскурсионное оборудование: дневник (блокнот), ручка, карандаш, луна, газетная бумага (2-3 листа на 1 растение), ботаническая папка (см. рис.1), ботаническая (садовая) копалка (1 шт. на 4-5 чел.), перочинный нож или ножницы, линейка или рулетка, складная ботаническая рамка 1 х 1 м (1 шт. на 4-5 чел), фотоаппарат (1-2 на класс), сачки воздушные и водные (по 1 шт. на 4-5 чел; см. рис.2), баночки с крышками, морилка и фиксирующие жидкости: формалин 4% или спирт 70%; белые кюветы для рассматривания водных беспозвоночных (1 шт. на 4-5 чел), пинцеты.

Рис. 1. Гербарная папка.

Полевая гербарная панка изготавливается из двух листов плотного картона (размер 30 х 40 см). Каждый лист имеет 4 прорези для тесьмы шириной 2 см. Тесьма должна быть достаточно длинной, чтобы папка раздвигалась по мере накопления гербарных листов с растениями. Для защиты гербарных сборов от дождя и механических повреждений гербарную! папку вставляют в полиэтиленовый пакет.

Рис. 2. Изготовление воздушного сачка.

Мешок шьют из марли или мельничного газа.
Водный сачок делают из более прочной проволоки и фубой сетчатой ткани.
Рукоятка должна быть более прочной, чем у воздушного сачка.

Объем и содержание практики

Полевая практика проводится н окрестности г. Троицка, представляющей переходную полосу от лесостепи к степи с преобладанием лесов из березы и осины, участков луговой степи и остепененных лугов, островных боров и каменисто-скальных крутых берегов р.Уй, на которых много реликтовых и эндемичных видов растений

Практика состоит из 3 этапов:
1. Экскурсии в различные экосистемы (сосновый бор, березовый колок, луг, степь, река, болото) и сбор фактического материала.
2. Лабораторные исследования (работа с определителями, обработка собранного материала, экологические исследования).
3. Выполнение самостоятельной работы исследовательского плана, оформление выполненных работ в виде отчета и исследовательской работы, и их защита.

Полевая биолого-экологическая практика проводится с 1 по 25 июня Тематическое планирование летней биолого-экологической практики

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

1

2. Цели, задачи, экскурсионное оборудование

2

3. Объем и содержание практики

3

4. Техника сбора и гербаризации растений

4

5. Методика сбора и первичной обработки беспозвоночных

6

6. План полевой практики, 5 класс

9

7. План полевой практики, 6 класс

12

8. План полевой практики, 7 класс

15

9. Приложение 1. Форма отчета

21

10. Приложение 2. К описанию растительных сообществ (7 кл)

21

11. Приложение 3. Растения    индикаторы рН почвы

22

12. Приложение 4. Примерные индивидуальные темы, 6 класс

22

13. Приложение 5. Примерные индивидуальные темы, 7 класс

24

14. Приложение 6. Определитель растений

25

15. Приложение 7. Определитель беспозвоночных

45

16. Рекомендуемая литература

 

Вернуться к списку методических рекомендаций

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz