Программа X открытой малой городской учебно-исследовательской конференции
учащихся 2-8 классов «Первые шаги в науку»
Эколого-биологические лаборатории, существующие в нашем естественнонаучном лицее реализуют идею естественнонаучного образования биологического типа и позволяют не только расширять у учащихся диапазон знаний и умений, но и сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к исследовательской деятельности и познанию, умению работать с источниками информации и природными объектами, т.е. отражают деятельность естествоиспытателя и способствуют профессиональной ориентации.
Учащиеся в лабораториях имеют возможность проводить исследования реальных объектов окружающей среды, систематизировать полученные результаты и использовать их в образовательном процессе.
На основе изучения природы родного города и района лицеисты получают систему базовых эколого-краеведческих знаний и умений. Определяют свое отношение к тем или иным экологическим проблемам.
Все учащиеся старшего звена лицея (9-11 кл) занимаются научно-исследовательской работой на кафедрах биохимии, физиологии, клинической диагностики, микробиологии, фармакологии, патанатомии, молочного дела и межкафедральной лаборатории УГАВМ и в лицейских лабораториях биологии и вет.сан.экспертизы продуктов питания.
Ежегодно все учащиеся старшего звена лицея докладывают свои результаты исследований на городских, областных и республиканских научно-исследовательских конференциях учащихся.
В 2007-08 учебном годы 5 лицеистов стали призерами Всесоюзной конференции ЮНК, четверо – призерами региональной конференции «Интеллектуалы ХХI века», шестеро – призерами областной краеведческой конференции «Наследие» и более 20 человек - призерами городской научно-исследовательской конференции.
Результатом некоторых исследовательских работ лицеистов стало написание печатных и электронных методических пособий под руководством руководителей лабораторий.
Поступившее в этом учебном году новое лабораторное оборудование в рамках областной программы национального проекта «Образование» расширяет перспективы привлечения к исследовательской деятельности учащихся среднего звена (5-8 классов)
В 2008-2009 учебном году в учебном плане в образовательной
области «Технология» вводится:
В 5-6 классах « Основы исследовательской деятельности»
(теория и практика работы с электронно-цифровым комплексом «Архимед»)
В 7 классе – «Эколого-биологические методы исследования»
( мониторинг окружающей среды, биологические методы исследования)
В 8 классе – «Исследование окружающей среды»
(геофизические и биохимические методы исследования природных объектов)
Эти программы позволят познакомить учащихся среднего звена с системой научных методов исследования (физическими, биологическими, экологическими, биохимическими, геофизическими и др.), эффективно использовать современное электронное оборудование для изучения природных объектов и правильно оформлять полученные результаты в виде исследовательских работ.
Главной целью программы непрерывной исследователь-ской деятельности учащихся является внедрение практи-ческих форм и методов преподавания естественно-научных дисциплин в средней школе для получения объективных интегрированных знаний об окружающем мире и формирования аналитического стиля мышления и развития творческих способностей у учащихся.