Основы формирования учебно-исследовательских умений.
Министерство сельского хозяйства РФ Уральская государственная академия
ветеринарной медицины Троицкий естественнонаучный лицей №13
Старченко С.А., Епимахова О.Е., Байзулаева О.Л.
Основы формирования учебно-исследовательских умений
Троицк, 2004
ББК 87.34
Старченко С.А., Епимахова О.Е., Байзулаева О.Л.
Основы формирования учебно-исследовательских умений. Учебное пособие для преподавателей. - Троицк: Изд-во УГАВМ, 2004. -32 с.
В пособии раскрыты основы формирования учебно-исследовательской деятельности в профильном учебном учреждении. Определена сущность понятия «учебно-исследовательская деятельность», раскрыты дидактические основы ее становления, показана методическая система организации процесса формирования учебно-исследовательских умений учащихся, приведены примеры исследовательских работ.
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Тропникова Н.П.
ISBN 5-88816-82-17
©Уральская государственная академия ветеринарной медицины
Содержание
1. Введение |
4 |
2. Дидактические основы формирования учебно-исследовательской деятельности |
4 |
3. Общий методический подход к формированию исследовательского умения учащихся |
8 |
4. Мотивы учебно-исследовательской деятельности |
8 |
5. Содержание и структура учебно-исследовательской деятельности учащихся |
10 |
6. Технология формирования учебно-исследовательского умения учащихся |
13 |
7. Формы учебно-исследовательской деятельности учащихся |
19 |
8. Управление процессом формирования исследовательского умения учашихся |
20 |
9. Проведение научно-исследовательской конференции учащихся |
20 |
10. Схема учебного исследования учащихся |
21 |
11. Примеры работ учащихся |
24 |
12. Литература |
31 |
Введение
Современное общество развивается в направлении возрастающей интеллектуализации человека и человечества. Знания, представляющие результат собственного исследования, более прочны и действенны. Исследовательские умения и творческое отношение к познавательной деятельности учащихся позволяют получить в образовательном процессе качественно новый результат, преобразующий объект познания.
Профильное образование как средство освоения мира должно обеспечить интеграцию различных способов освоения мира и тем самым увеличить творческий потенциал учащихся для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира.
Актуальность изучения и использования теоретического научного познания в педагогической практике по общему признанию зарубежных и отечественных ученых обусловлена возникновением иного видения организации образования, при которой учащийся является не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, то есть человеком, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия.
Исследовательская деятельность по нашему мнению - эффективный вид творческой деятельности, позволяющий каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои таланты-дарования. Поэтому мы считаем, что учебно-исследовательская деятельность - это один из ведущих компонентов образовательного процесса, позволяющий увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.
Структура исследовательской деятельности, технология ее формирования в профильном учебном заведении, требуют анализа, обобщения теории и практического опыта организации. Нас интересуют условия и закономерности реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся ориентированные на личностные образовательные потребности каждой личности.
Дидактические основы формирования учебно-исследовательской деятельности
Проблема формирования исследовательской деятельности учащихся интересовала великих педагогов древности. Так, Ж.-Ж. Руссо предлагал строить процесс обучения, учитывая исследовательский стимул, а А. Дистервег отмечал, что польза любого познания эффективна, если учащиеся применяют исследовательский метод.
Исследовательский подход в обучении довольно широко использовался и разрабатывался у нас в России К.Д. Ушинским. Им была показана эффективность самостоятельного труда и роль учащихся при самостоятельной работе. Многие педагоги России в начале столетия предприняли попытку разработки исследовательского метода для различных отраслей знаний в образовательном процессе. При этом исследовательский метод интерпретировался как "метод исканий", "метод творчества", "метод познания сути". Так, разные толкования проявляются не только в терминах, но и в определении сущности исследовательского метода:
- умение воспринимать новые факты и явления не со слов учителя, а путем самостоятельных поисков и их открытий;
- методе умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых личностью;
- структуре деятельности, включающей в себя наблюдение и постановку вопросов, построение предположительных решений, исследование предположительных решений и выбор одного из них, проверку гипотезы и утверждение ее;
- системе операций наблюдения, постановке вопроса, эксперименте, выводе.
Существовали и другие определения исследовательского метода, однако все исследователи сходились во мнении, что сущность исследовательского метода заключается в том, что результат работы неизвестен, он самостоятельно должен быть добыт учащимися. При этом действия включают в себя наблюдение, постановку вопроса, эксперимент, выводы.
Важно отметить, что высшая степень активности осуществляется при исследовательском методе, когда учащийся самостоятельно ставит цель исследования, разрабатывает план и самостоятельно его выполняет. Основными чертами исследовательского метода являются его соответствие структуре научного метода мышления, самостоятельности и активности учащихся.
В работе современной педагогике разводятся понятия "исследовательский метод", "исследовательский принцип", "исследовательский подход", отмечается, что понятие "принцип" шире понятия "метод". Если речь идет о методологии и логике познавательной деятельности, правомерно использовать понятия "исследовательский метод", а при рассмотрении вопросов методики и техники учебного труда - понятие "исследовательский подход".
Как отмечает М.Н. Скаткин, "сущность исследовательского принципа состоит в том, что в ходе обучения основам наук и трудовым процессам учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми в каждой области знаний, и усваивают доступные им элементы исследовательской методики". Автор в зависимости от степени самостоятельности в познавательной деятельности выделяет четыре метода обучения: объяснительно иллюстративный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Научное исследование есть процесс познания объективного мира, выступающий относительно исследователя как деятельность по преобразованию и познанию объекта. Деятельность научного исследователя включает в себя усвоение известной информации об объекте или проблеме, выявление фактов и явлений, установление непонятных явлений, подлежащих исследованию, изучение фактов, свяанных с непонятными явлениями, объяснение непонятного, установление выводов из изученного, их применение к дальнейшему исследованию и практике.
Специфика образовательного процесса накладывает отпечаток на последовательность вышерассмотренных исследовательских действий, в связи, с чем некоторые действия могут быть опущены, а некоторые усилены и расширены. Следует отметить, что научно-исследовательская деятельность характеризуется научной системностью, дисциплинарной вариативностью, практической многофункциональностью, предметной направленностью, структурной интегративностью. Эти качества характерны и для учебно-исследовательской деятельности.
В связи с этим под научно-исследовательской деятельностью мы понимаем такую совокупность действий и операций, которые позволяли бы учащимся самостоятельно, творчески разрабатывать тему своего поиска на достаточно высоком научном уровне познания. А под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем адаптацию научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс, при которой учащийся овладевает технологией исследования, знакомится с техникой эксперимента, с научной литературой, методикой представления результатов исследований.
Цель учебно-исследовательской работы учащихся не столько добиться научных результатов, сколько получить основные представления о методиках исследования, о том, как формировать или вычленять проблему исследования, методически правильно ставить и описывать эксперимент, как обеспечить получение надежных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью, дипломную работу.
В настоящее время в центре внимания профильного образования стоят вопросы активизации познавательной деятельности учащихся путем вовлечения их в учебно-исследовательскую деятельность. Благоприятные условия для реализации учебно-исследовательской деятельности предоставляются в лицеях. Это обусловлено прежде всего тем, что:
- в лицей обучаются способные дети, предрасположенные к познанию реальных объектов, целеустремленные к поиску, творчеству, заинтересованные в результатах своего труда;
- в лицее работают учителя, владеющие методологией научного исследования, сами занимающиеся научно-методической, научно-исследовательской работой, знающие основы методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- лицей непосредственно контактирует с высшими учебными заведениями, кафедрами, используя научный потенциал и современное научно-исследовательское оборудование институтов, методики исследования, технологии поиска информации;
- в структуре организации лицейского образования выделяется учебное время для творческой и исследовательской деятельности на разных этапах обучения.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовательном процессе естественнонаучного профиля выполняет следующие функции:
- познавательную - раскрывающую сущность методов познания реального мира, способы добывания знаний о естественнонаучных процессах и явлениях, формирующую навыки самостоятельной деятельности;
- мировоззренческую - разворачивающую направления познания естественнонаучной картины мира, рефлектирующую общую методологию процесса познания;
- синтезирующую - раскрывающую целостность процесса познания объекта на основе межпредметного синтеза знаний;
- направляющую - специализирующую деятельность учащихся на структуру деятельности естествоиспытателя, определяющую профильную линию поведения учащихся;
- индивидуализирующую - раскрывающую личностную значимость деятельности, активизирующую самодеятельность личности, направленность ее образовательной траектории;
- развивающую - раскрывающую определенный стиль мыслительной деятельности;
- воспитательную - формирующую отношение к творческому процессу познания, раскрывающую личность как целеустремленную, нравственную и коммуникативную
Вернуться к списку авторских программ учителей