20. Сборник задач по развитию математического мышления учащихся начальных классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Авторские программы учителей

 

Сборник задач по развитию математического мышления учащихся начальных классов.   

Бушмакина Л.Н. Сборник задач по развитию математического мышления учащихся начальной школы. - Под ред. С.А. Старченко. - Троицк, 2007. - 20с.
Под общей редакцией С.А. Старченко - доктора педагогических наук, профессора.

В данном пособии рассматриваются задания для учащихся начальной школы проявляющих познавательный интерес и способное и к изучению математики. Задания предлагаются для самостоятельной работы учащимся, изъявившим желание успешно окончить начальную школу, и обучаться в лицее.

Рецензенты: Тулькибаева Н.Н. - доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой педагогики Челябинского педагогического университета;
Фадеев А.Ю. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики филиала ЧелГУ.

Л.Н. Бушмакина
Издательство ЧГПУ

Введение

За годы работы воскресных подготовительных курсов у учителей лицея №13 накопился методический материал, который мы предлагаем вам в этом пособии.

Вашему вниманию предлагается система заданий, направленная на формирование стандартных знаний, умений, навыков на момент окончания обучения в начальной школе, а также на развитие логического мышления че­рез систему развиваюших задач, заданий на определение математических за­кономерностей различными спосооами и методами.

Кроме того, в пособии изложены материалы письменного экзамена, которые предлагались в предыдущие годы на вступительных испытаниях по математике. Каждый вариант содержит две нестандартные задачи, проверяющие уровень интеллектуального развития ребенка.

Учебное пособие может быть использовано во время занятий в качестве дидактического материала, а также во внеурочное время для домашней самостоятельной работы.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАНЯТИЕ №1

Решить логические задачи:
1. На лугу стоят два стога сена - большой и маленький. Как их легче сложить в один стог?
2. Груша весит тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее всего? Что легче всего?

3. На рубашку идет меньше материи, чем на платье, а на халат больше, чем на платье. На что идет больше всего материи? На что идет меньше всего материи?
4. За пару телят (в обмен) дают пять ягнят. Сколько ягнят дадут за десяток телят?

5. У медведя четыре морковки, а у лисы - две. Сварили они похлебку. В это время к ним в гости прилетел журавль и они съели похлебку вместе. Журавль дал медведю и лисе 6 рыбок - плату за похлебку. Лиса разделила их так: 4 рыбки - медведю, 2 рыбки - себе. Справедливо ли лиса разделила рыбок?

Вычислить значение выражения:
1.138*45;              65*30;
2.876:12;               8448:64;
3. 22575 : 301+ ( 742 - 28 ): 7 - 18

Решить числовые ребусы.

Решить количественные задачи:
1. Одна бригада шахтеров, добывая за день 90 т угля, выработала 540 т. Сколько тонн угля за то же самое время выработает вторая бригада, если бу­дет вырабатывать в день 80 т?
2. Сумма трех чисел - 2100. Первое слагаемое - наибольшее трехзначное число, второе - наименьшее четырехзначное. Найти третье слагаемое.
3.  Книга будет иметь 144 страницы, если при её наборе помещать на каждую страницу 32 строки. Сколько страниц будет в книге, если на каждую страницу помещать 36 строк?
4.  Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Какова масса пустого ящика?

Задания для домашней самостоятельной работы:
1.Решить ребусы.
2.Вычислить 50 + (762 - 20904 : 52 ) • 407 • 38 + 73

Решить задачу:
Из 28 кг сливок получается 10 кг сливочного масла. Сколько кг масла получится из 168 кг сливок?

ЗАНЯТИЕ №2

Решить логические задачи.
1)  Необходимо распилить бревно длиной 5м. на куски длиной 1м. Время одного распила 3 мин. За какое время распилят все бревно?
2) На участке дороги длиной 90м. школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними было расстояние в 9м. Сколько деревьев должны посадить школьники?
3) Один насос за одну минуту выкачивает 1т. воды. За сколько минут 5 таких же насосов выкачают 5т. воды?
4) Как расставить 8 сторожей у 4-х стен крепости прямоугольной формы, чтобы у каждой стены стояло по 3 сторожа (сделать чертеж).
5) Как не более, чем за два взвешивания на чашечных весах без гирь найти одну фальшивую монету (более легкую) из 10 монет?
6) Как не более, чем за три взвешивания на чашечных весах без гирь найти одну фальшивую (более легкую) монету из 20 монет?
7) Как не более, чем за три взвешивания на чашечных весах без гирь найти одну фалыиивую(более тяжелую) монету из 25 монет?

Вычислить значение выражения.
1)       7483.36;            691.23;
2)       5825:25;             298903:29;
3)      44310+1350: (180-3600:120)
4)      8487+ 986:34- (63.46 -18156 :204)

Определить закономерность (правило) написания числового ряда и продолжить его:
а) 2; 4; 6; 8;...
б)  1; 3; 5;7;...
в) 2; 4; 8; 16;...
г) 2; 6; 18; 54;...
д) 8; 6; 10; 6; 12; 6; ....
е) 1; 2; 3; 10; 20; 30; 100; 200; 300;...

Решить количественные задачи.
1) Незнайка начертил 3 прямые линии. На каждой из них отметил 3 точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал.
2) В классе 27 учеников. Мальчиков на 7 больше, чем девочек. Сколько мальчиков и девочек в классе?
3) Обезьяна и попугай решили измерить длину удава. После проведения измерений оказалось, что длина удава равна 36 попугаям или 9 обезьянам. Какова настоящая длина удава (в см.), если обезьяна на 75 см. длиннее попугая?

Вернуться к списку авторских программ учителей

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz