15. Основы формирования учебно-исследовательских умений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Авторские программы учителей

 

Основы формирования учебно-исследовательских умений.

Министерство сельского хозяйства РФ Уральская государственная академия
ветеринарной медицины Троицкий естественнонаучный лицей №13

Старченко С.А., Епимахова О.Е., Байзулаева О.Л.

Основы формирования учебно-исследовательских умений

Троицк, 2004

ББК 87.34
Старченко С.А., Епимахова О.Е., Байзулаева О.Л.
Основы формирования учебно-исследовательских умений. Учебное пособие для преподавателей. - Троицк: Изд-во УГАВМ, 2004. -32 с.

В пособии раскрыты основы формирования учебно-исследовательской деятельности в профильном учебном учреждении. Определена сущность понятия «учебно-исследовательская деятельность», раскрыты дидактические основы ее становления, показана методическая система орга­низации процесса формирования учебно-исследовательских умений учащихся, приведены примеры исследовательских работ.

Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Тропникова Н.П.

ISBN 5-88816-82-17

©Уральская государственная академия ветеринарной медицины

Содержание

1.  Введение

4

2.  Дидактические основы формирования  учебно-исследовательской деятельности

4

3.  Общий  методический подход к формированию исследовательского умения учащихся

8

4.  Мотивы учебно-исследовательской деятельности

8

5.  Содержание и структура учебно-исследовательской   деятельности учащихся

10

6.   Технология   формирования   учебно-исследовательского      умения учащихся

13

7.  Формы учебно-исследовательской деятельности учащихся

19

8.  Управление процессом формирования исследовательского   умения учашихся

20

9.  Проведение научно-исследовательской конференции учащихся

20

10. Схема учебного исследования учащихся

21

11. Примеры работ учащихся

24

12. Литература

31

Введение

Современное общество развивается в направлении возрастающей интеллектуализации человека и человечества. Знания, представляющие результат собственного исследования, более прочны и действенны. Исследовательские умения и творческое отношение к познавательной деятельности учащихся позволяют получить в образовательном процессе качественно новый результат, преобразующий объект познания.

Профильное образование как средство освоения мира должно обеспечить интеграцию различных способов освоения мира и тем самым увеличить творческий потенциал учащихся для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира.

Актуальность изучения и использования теоретического научного познания в педагогической практике по общему признанию зарубежных и отечественных ученых обусловлена возникновением иного видения организации образования, при которой учащийся является не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, то есть человеком, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия.

Исследовательская деятельность по нашему мнению - эффективный вид творческой деятельности, позволяющий каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои талан­ты-дарования. Поэтому мы считаем, что учебно-исследовательская деятельность - это один из ведущих компонентов образовательного процесса, позволяющий увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

Структура исследовательской деятельности, технология ее формирования в профильном учебном заведении, требуют анализа, обобщения теории и практического опыта организации. Нас интересуют условия и закономерности реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся ориентированные на личностные образовательные потребности каждой личности.

Дидактические основы формирования учебно-исследовательской деятельности

Проблема формирования исследовательской деятельности учащихся интересовала великих педагогов древности. Так, Ж.-Ж. Руссо предлагал строить процесс обучения, учитывая исследовательский стимул, а А. Дистервег отмечал, что польза любого познания эффективна, если учащиеся применяют исследовательский метод.

Исследовательский подход в обучении довольно широко использовался и разрабатывался у нас в России К.Д. Ушинским. Им была показана эффективность самостоятельного труда и роль уча­щихся при самостоятельной работе. Многие педагоги России в начале столетия предприняли попытку разработки исследовательского метода для различных отраслей знаний в образовательном процессе. При этом исследовательский метод интерпретировался как "метод исканий", "метод творчества", "метод познания сути". Так, разные толкования проявляются не только в терминах, но и в определении сущности исследовательского метода:

-  умение воспринимать новые факты и явления не со слов учителя, а путем самостоятельных поисков и их открытий;
-  методе умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых личностью;
-  структуре  деятельности, включающей в себя наблюдение и постановку вопросов, построение предположительных решений, ис­следование предположительных решений и выбор одного из них, проверку гипотезы и утверждение ее;
-  системе операций наблюдения, постановке вопроса, эксперименте, выводе.

Существовали и другие определения исследовательского метода, однако все исследователи сходились во мнении, что сущность исследовательского метода заключается в том, что результат работы неизвестен, он самостоятельно должен быть добыт учащимися. При этом действия включают в себя наблюдение, постановку вопроса, эксперимент, выводы.

Важно отметить, что высшая степень активности осуществляется при исследовательском методе, когда учащийся самостоятельно ставит цель исследования, разрабатывает план и самостоятельно его выполняет. Основными чертами исследовательского метода являются его соответствие структуре научного метода мышления, самостоятельности и активности учащихся.

В работе современной педагогике разводятся понятия "исследовательский метод", "исследовательский принцип", "исследовательский подход", отмечается, что понятие "принцип" шире понятия "метод".  Если речь идет о методологии   и логике познавательной деятельности, правомерно использовать понятия "исследовательский метод", а при рассмотрении вопросов методики и техники учебного труда - понятие "исследовательский подход".

Как отмечает М.Н. Скаткин, "сущность исследовательского принципа состоит в том, что в ходе обучения основам наук и трудовым процессам учащиеся знакомятся с методами исследования, при­меняемыми в каждой области знаний, и усваивают доступные им элементы исследовательской методики". Автор в зависимости от степени самостоятельности в познавательной деятельности выделяет четыре метода обучения: объяснительно иллюстративный, проблем­ный, частично-поисковый и исследовательский.

Научное исследование есть процесс познания объективного мира, выступающий относительно исследователя как деятельность по преобразованию и познанию объекта. Деятельность научного иссле­дователя включает в себя усвоение известной информации об объекте или проблеме, выявление фактов и явлений, установление непонятных явлений, подлежащих исследованию, изучение фактов, свяанных с непонятными явлениями, объяснение непонятного, установление выводов из изученного, их применение к дальнейшему исследованию и практике.

Специфика образовательного процесса накладывает отпечаток на последовательность вышерассмотренных исследовательских действий, в связи, с чем некоторые действия могут быть опущены, а некоторые усилены и расширены. Следует отметить, что научно-исследовательская деятельность характеризуется научной системностью, дисциплинарной вариативностью, практической многофункциональностью, предметной направленностью, структурной интегративностью. Эти качества характерны и для учебно-исследовательской деятельности.

В связи с этим под научно-исследовательской деятельностью мы понимаем такую совокупность действий и операций, которые позволяли бы учащимся самостоятельно, творчески разрабатывать тему своего поиска на достаточно высоком научном уровне познания. А под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем адаптацию научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс, при которой учащийся овладевает технологией исследова­ния, знакомится с техникой эксперимента, с научной литературой, методикой представления результатов исследований.

Цель учебно-исследовательской работы учащихся не столько добиться научных результатов, сколько получить основные представления о методиках исследования, о том, как формировать или вычленять проблему исследования, методически правильно ставить и описывать эксперимент, как обеспечить получение надежных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью, дипломную работу.

В настоящее время в центре внимания профильного образования стоят вопросы активизации познавательной деятельности учащихся путем вовлечения их в учебно-исследовательскую деятельность. Благоприятные условия для реализации учебно-исследовательской деятельности предоставляются в лицеях. Это обусловлено прежде всего тем, что:
-  в лицей обучаются способные дети, предрасположенные к познанию реальных объектов, целеустремленные к поиску, творчеству, заинтересованные в результатах своего труда;
-  в лицее работают учителя, владеющие методологией научного исследования,   сами   занимающиеся   научно-методической,   научно-исследовательской работой, знающие основы методики организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;
-  лицей   непосредственно  контактирует  с   высшими  учебными заведениями, кафедрами, используя научный потенциал и современное  научно-исследовательское  оборудование  институтов,  методики исследования, технологии поиска информации;
-  в структуре организации лицейского образования выделяется учебное время для творческой и исследовательской деятельности на разных этапах обучения.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовательном процессе естественнонаучного профиля выполняет следующие функции:
-  познавательную - раскрывающую сущность методов познания реального  мира, способы добывания  знаний  о  естественнонаучных процессах и явлениях, формирующую навыки самостоятельной деятельности;
-   мировоззренческую  -  разворачивающую   направления   познания естественнонаучной картины мира, рефлектирующую общую методологию процесса познания;
-  синтезирующую  -  раскрывающую  целостность  процесса  познания объекта на основе межпредметного синтеза знаний;
-  направляющую - специализирующую деятельность учащихся на структуру деятельности естествоиспытателя, определяющую профильную линию поведения учащихся;
-  индивидуализирующую  - раскрывающую личностную  значимость деятельности,  активизирующую  самодеятельность личности, направленность ее образовательной траектории;
-  развивающую - раскрывающую определенный стиль мыслительной деятельности;
-   воспитательную - формирующую отношение  к творческому процессу познания, раскрывающую личность как целеустремленную, нравственную и коммуникативную

Вернуться к списку авторских программ учителей

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz