16. Учебное пособие для 10-х классов с углублённым изучением естественнонаучных дисциплин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Авторские программы учителей

 

Биофизика: учебное пособие для 10-х классов с углублённым изучением естественнонаучных дисциплин.

Старченко С. А. Биофизика: Учебное пособие для 10 кл., школ и лицеев с углубленным изучением естественно-научных дисциплин. - Челябинск: Изд-во "Факел", 1997. -  132 ©.

В учебнике излагаются вопросы школьной программы биофизики, изучающиеся в общеобразовательных школах и лицеях естественно­научного профиля. Содержание включает в себя разделы "Биомеханика", "Термодинамика", "Биоакустика".
Книга может быть использована при подготовки к вступительным экзаменам в медицинские и ветеринарные вузы.

Научный консультант: Тулькибаева Н. Н., доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета.
Рецензенты: Кабыш А.А., действительный член РАЕ, Заслуженный деятель науки РФ, доктор ветеринарных наук, профессор Уральского института ветеринарной медицины.
Байтингер Е.М.. доктор физико-математических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета.
Художник Белоусов Д.Л.

Учебник напечатан на спонсорские средства АО "Троицкий жировой комбинат".

ISBN №5-85716-103-10
© С.А. Старченко
© Издательство ЧГПУ "Факел", 1997.
Отпечатано в ЗАО «Типография им. Сыромолотова», г. Троицк

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Предмет биофизики.

ЧТО ИЗУЧАЕТ БИОФИЗИКА. С расширением и углублением знаний о живых организмах поя­вились новые разделы науки, которые изучают процессы и явления, относящиеся одновременно к раз­личным областям познания. К таким научным дисциплинам относится биологическая физика или биофизика.

Известно, физика изучает основные законы неживой природы, ее строение и свойства. Изучением свойств живых объектов реального мира занимается биология. Биология - наука о живой природе.

Где грань между живым и неживым реальным миром? На этот вопрос пытаются ответить многие науки и делают это. Ведущее место в решении поставленной проблемы отводится биофизике.

Биофизика - это естественная наука о физико-химических явлениях и процессах в живых объектах, находящихся в неразрывной связи с окружающей средой.

Объектами биофизического исследования являются живые системы. Это может быть отдельная клетка, орган, целый организм и т.п. Изучая на разных уровнях законо­мерности строения живого, биофи-зшса вскрывает сущность их функционирования, используя при этом физические законы, явления, теории.

В основе жизнедеятельности организма лежат законы природы, относящиеся к различным научным знаниям. Однако, биологические знания имеют свои качественные особенности. Только биологические дисциплины решают проблемы возникновения и эволюции жизни на нашей планете, развития организма из одной клетки, поведения животных, качественного отличия человека от всех представителей живого. Но при этом фундаментальны законы физики справедливы и реализуются на живых существах. Поэтому применение физических знаний в исследовании живых существ способствует познанию сути живого.

Биофизика вскрывает важные особенности взаимосвязи вещества, энергии, информации в биологических объектах. Жизнь, с позиций биологии, - это процесс сложного взаимодействия вещества, энергии и информации.

Биофизика показывает справедливость для биологии фундаментальных законов сохранения и симметрии. Помимо этого, с позиций современной физики, биофизика решает широкий круг более частных проблем. К ним следует отнести исследования структуры белков и нуклеиновых кислот, механизмы работы ферментов, транспорт веществ через мембранные структуры, биоэнергетические процессы, фстгосинтез, молекулярные основы биологической подвижности, физические механизмы восприятия света и звука.

Вернуться к списку авторских программ учителей

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz