6. Программа профессионального обучения 10-11 классов по курсу "Клиническая диагностика"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Инновационные образовательные программы

 

Программа профессионального обучения 10-11 классов по курсу "Клиническая диагностика".

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ X - XI КЛАССОВ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЛИЦЕЯ ПО КУРСУ «КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА».

(ПРОФЕССИЯ - лаборант - клиницист, гематолог)
Автор: Мальцева Л.Ф. ассистент кафедры клинической диагностики УГИВМ.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Клиническая диагностика - раздел клинической ветеринарии, изучающий методы исследования и последовательные этапы распознавания заболеваний и состояние больного животного.

Диагностика, как научный предмет, базируется на данных анатомии, физиологии, биохимии, экологии и других общенаучных биологических и общественно-политических дисциплин. Она тесно связана с клиническими дисциплинами, поскольку является курсом, дающим предварительные сведения для дальнейшего углубленного изучения этих дисциплин.

Большое значение придается овладению учащимися клиническими, лабораторными и инструментальными методами исследования животных, приобретению ими навыка по выявлению симптомов, умению локализировать их.

Распознавание характера болезней складывается из следующих этапов: исследование, оценка наблюдаемых явлений и заключение. В соответствие с этим содержание диагностики можно разделить на три отдела: первый охватывает все методы исследования и составляет основную часть диагностики; второй - посвящен изучению симптомов, обнаруживаемых при исследовании; в третьем - на основании анализа полученных результатов приводится методика постановки диагноза.

В соответствии с квалификационной характеристикой учащийся по клинической диагностике должен знать: план и методы исследования животных,   особенности    распознавания   скрытого патологического процесса, правила взятия и исследования крови, технику безопасности при работе с животными.

Диагностическая работа имеет творческий, исследовательский характер. Важную роль при этом играет научно-исследовательская работа.

Научно-исследовательская работа учащихся, включаемая в учебный процесс, делится на три этапа: первый - теоретические основы курса и выполнение лабораторно-практических работ, которые способствуют формированию умения осознанно применять научные знания на практике; второй - выбор темы и выполнение научно-исследовательской работы; анализ полученных результатов, написание докладов, рефератов и выступление на конференциях.

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ЭТАПА

Урок №1. Понятие о клинической диагностике, ее цели и задачи, связь с другими дисциплинами. Значение клинических исследований при проведении диагностических, профилактических и лечебных мероприятий. История развития клиндиагностики .

Урок №2. Понятие о научно-исследовательской работе. Рассказать о таких понятиях как «наука», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «метод исследования», «гипотеза»,« реферат», «научный доклад», «конспект», «тезисы».

Урок №3. Терминология по курсу клинической диагностики. Понятие о симптомах, синдромах, диагнозе, прогнозе, течении патологического процесса, субклинических формах болезней.

Урок №4-5. Безопасность и личная гигиена при работе с живот­ными. Приемы обращения с животными. Основные правила работы с животными. Спецодежда для работы с животными. Методы фиксации и укрощения разных видов животных. Инструменты для фиксации и укрощения животных.

Урок №6-7. Общие методы исследования. Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, термометрия. Значение общих методов исследования, техника их проведения. Инструменты и приборы для проведения общих методов исследования.

Урок №8. Схема клинического исследования животного. Клиническое значение исследования животных по строю определенной схеме. 11онятие о предварительном знакомстве с исследуемым животным, об общих, специальных и дополнительных исследованиях.

Урок №9. Регистрация животного. Клиническое значение всех пунктов регистрации: вид. пол, возраст,   масть, порода,   живая масса, кличка, приметы. Провести регистрацию, сделать вывод.

Урок №10. Понятие об анамнезе, его виды. Сбор анамнеза. Значение анамнеза для определения причины болезни и постановки диагноза. Собрать анамнез, сделать заключение.

Урок №11. Понятие габитуса. Значение габитуса для определения предрасположенности к заболеваниям, течения болезни, постановки диагноза. Показатели габитуса: положение тела в пространстве, упитанность, телосложение, конституция, темперамент. Методика определения габитуса. Определить габитус, сделать заключение.

Урок №12. Клиническое значение исследования шерстного покрова животных. Методика исследования шерстного покрова. Показатели шерстного покрова: длина, направленность, блеск, прилегание, эластичность, прочность удержания, седина, сечение, безволосые места, наличие эктопаразитов. Исследовать шерстный покров, сделать заключение.

Урок №13. Клиническое значение исследования кожи. Показатели исследования кожи: цвет, температура, влажность, эластичность, целостность, запах, изменение объема, сыпи, язвы, рубцы. Исследовать кожу животного, сделать заключение.

Урок №14. Клиническое значение исследования слизистых оболочек. Показатели исследования слизистых оболочек: цвет, блеск, влажность, целостность, характер поверхности, наложения. Исследовать слизистые оболочки, сделать заключение.

Урок №15. Клиническое значение исследования лимфатических узлов. Показатели исследования лимфатических узлов: величина, форма, консистенция, температура, болезненность, характер поверхности, подвижность. Исследовать лимфатические узлы, сделать заключение.

Урок №16. Исследование сердечно-сосудистой системы. Значение исследования сердечно-сосудистой системы. Методика исследования сердечно-сосудистой системы. Инструменты и приборы для исследования сердечно-сосудистой системы. Исследовать сердечно­сосудистую систему и сделать заключение.

Урок №17. Исследование дыхательной системы. Значение исследования системы дыхания. Методика исследования системы дыхания. Инструменты и приборы для исследования системы дыхания. Исследовать систему дыхания и сделать заключение.

Урок №18. Исследование системы пищеварения. Значение исследования системы пищеварения. Методика исследования системы пищеварения.   Инструменты и приборы для исследования системы пищеварения. Исследовать пищеварительную систему и сделать заключение.

Урок №19. Исследование мочевой и нервной систем. Значение исследования этих систем. Методика исследования. Приборы и инструменты для исследования. Исследовать мочевую и нервную системы и сделать заключение.

Урок №20. Цели и клиническое значение исследования крови. Сосуды, из которых берется кровь. Инструменты и реактивы для взятия крови. Техника взятия крови. Получение плазмы и сыворотки крови.

Урок №21. Подсчет количества эритроцитов. Биологическое значение эритроцитов. Морфологическое значение эритроцитов у разных видов животных. Клиническое значение подсчета эритроцитов. Правила работы с микроскопом и камерой Горяева. Техника подсчета эритроцитов. Подсчитать количество эритроцитов и сделать заключение.

Урок № 22. Подсчет количества лейкоцитов. Биологическое значение и морфологические особенности лейкоцитов разных видов животных. Клиническое значение подсчета лейкоцитов. Техника подсчета лейкоцитов. Подсчитать количество лейкоцитов и сделать заключение.

Урок №23. Определение гемоглобина. Биологическое значение гемоглобина. Клиническое значение определение гемоглобина. Техника определения гемоглобина. Определить гемоглобин и сделать заключение.

Урок №24.Определение СОЭ. Клиническое значение определения СОЭ. Правила работы с аппаратом Панченкова и пробиркой Неводова. Техника определения СОЭ. Определить СОЭ и сделать заключение.

Урок №25. Приготовление и окраска мазков. Цели приготовления мазков крови. Клиническое исследование мазков крови. Техника приготовления мазков.

Урок №26. Морфологические особенности эритроцитов. Патологи­ческие формы эритроцитов. Клиническое значение исследования эритроцитов. Исследовать эритроциты в мазке и сделать заключение.

Урок №27. Морфологические особенности разных видов лейкоцитов. Патологические формы лейкоцитов. Физиологическое значение разных видов лейкоцитов. Клиническое значение исследования лейкоцитов. Исследовать лейкоциты в мазке и сделать выводы.

Урок №28. Понятие о лейкограмме. Клиническое значение и методы выведения лейкограмм. Правила работы со счетчиком для полсчета лейкоцитов. Вывести лейкограмму и сделать заключение.

Урок №29.   Понятие о лейкоцитарном   профиле Мошковского. Клиническое значение построения лейкоцитарного профиля. Правила расчета абсолютного количества лейкоцитов и нанесения данных на профиль Мошковского.

ПРОГРАММА ВТОРОГО ЭТАПА

Урок №30. Выбор темы научного исследования, постановка проблемы исследования. Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР.

Урок №31. Формулировка цели исследования, определение задач. Научить рассуждать, составлять план или схему работы. Научить постановке эксперимента. Научить вести исследование.

Урок №32. Выбор объекта и места для проведения научного исследования. Формирование групп животных. Понятие принципа аналогов.

Урок №33-43. Организация и проведение научного эксперимента по выбранным темам (индивидуально).

Урок №44-50. Работа с научной литературой по теме исследования. Пояснить, как правильно подбирать литературные источники по теме исследования. Рассказать об основных библиотеках г. Троицка. Понятие о каталогах. Библиографическое, ознакомительное, изучающее чтение. Конспектирование, виды конспектов.

Урок №51. Понятие об основных способах и методах статисти­ческой обработки экспериментальных данных. Знакомство с методами и способами статистической обработки количественных показателей. Константный метод математической обработки количественных показателей по Н.В.Садовскому.

Урок №52. Дать представление об отчетности по НИР, научить составлять учебно-научный доклад, реферат. Рассказать о том, как пишется отчет: его вводная часть, выводы по исследованиям. Привести развернутое определение реферата. Рассказать, как составить план написания реферата. Какие вопросы следует поставить перед написанием реферата. В чем состоит новизна исследования.

Урок №53. Дать подробную характеристику научного доклада, его отличие от отчета и реферата. Показать, как весь проработанный материал перед написанием доклада (реферата) должен быть логично распределен по разделам и параграфам. Научить концентрировать мысли в заключении, делать наиболее важные выводы из основного текста. 11оказать правила составления списка литературных источников

Урок №54-56. Написание таблиц для выступлений на конференциях и защита дипломных работ.

Урок № 57-60. Выступление с докладами по результатам научных исследований на заседании кружка, на конференциях (институтской, школьной, областной).

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫЙ У   УЧАЩИХСЯ.

Учащийся должен знать:
- правила работы с животными, технику безопасности при работе с животными;
- схему, по которой исследуется животное;
- методики клинических исследований основных систем организма животных;
- правила получения крови у животных;
- исследование крови на морфологические показатели;
- методику постановки научного эксперимента;
- как проводится анализ полученных результатов;
- методика статистических обработок;
- методика написания докладов, рефератов, дипломных работ.

Учащийся должен уметь:
- обращаться с животными, фиксировать и укрощать их;
- исследовать животных по определенной схеме;
- проводить клиническое исследование животных;
- исследовать кровь (считать количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобин, выводить лейкограмму);
- анализировать полученные результаты; -проводить статистическую обработку; -писать доклад, реферат, дипломную работу; -писать таблицы для выступлений; -выступать на конференциях.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Васильев А.В. Гематология сельскохозяйственных животных.-М.: Сельхозгиз, 1948.- 439 с.
2. Зайцев В.И. и др. Клиническая диагностика внутренних болезней сельскохозяйственных животных. Л.: Колос, 1979.- 335 с.
3.  Никитин В.Н. Атлас клеток крови сельскохозяйственных и лабораторных животных.-М.: Сельхозгиз, 1949.- 110 с.
4. Смирнов и др. Практикум по клинической диагностике внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных. Л. Колос, 1978.-272с.
5. Смирнов A.M. и др .Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных. Л.: Колос. Ленинград. Отделение, 1981.- 447 с.
6. Смирнов A.M. и др. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных. М.:Агропромиздат, 1988.- 512с.
7. Жвалова Н.К. Методические указания по физическим методам исследования крови. ТВИ, Троицк. 1982.
8. Жвалова Н.К. Методические указания по морфологическим исследованиям крови. ТВИ. Троицк. 1983

Вернуться к списку инновационных образовательных программ

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz