7. Программа профессионального обучения учащихся 9-11 классов в исследовательской лаборатории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Инновационные образовательные программы

 

Программа профессионального обучения учащихся 9-11 классов в исследовательской лаборатории "Оценка экспертизы и стандартизация продуктов животноводства.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ТРОИЦКОГО ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОГО ЛИЦЕЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ "ОЦЕНКА ЭКСПЕРТИЗЫ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
ПРОДУКТОВ
ЖИВОТНОВОДСТВА".

Автор: Гринишин А.В. канд. вет. наук, профессор УГИВМ
Рецензент: Олеярник Н.А. учитель химии.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В задачу курса входит изучение методов санитарно-гигиенического исследования и правил ветеринарно-санитарной оценки продуктов животноводства, а также основ технологии и стандартизации при их производстве, Ветеринарно-санитарная экспертиза сохраняет предметную связь с нормальной анатомией, биологической химией, микробиологией и другими клиническими, а также с медицинскими и прикладными биотехнологическими дисциплинами.

Лаборант испытательной лаборатории качества продуктов животного происхождения, согласно требованиям квалификационной характеристики должен уметь:
-проводить инспекционный контроль технологии производства продуктов животного происхождения, при транспортировке, хранении , а также в местах реализации (рынке);
-знать основные технологии и стандартизации при производстве продуктов животноводства;
-владеть современными методами их исследования.

Программой предусмотрено выполнение исследовательских лабораторно-практических работ, с учетом обеспечения вязи с изучением основ наук в школе, которые способствуют формированию умения осознанно применять полученные знания на практике.

Воспитательная цель занятий-показать роль и значение лаборанта испытательной работы в деле охраны здоровья людей. Ветеринарно-санитарная экспертиза имеет большое социальное значение. Она вооружает лаборанта испытательной лаборатории суммой профессиональных знаний, даюших ему право выпускать на пищевые цели только доброкачественные продукты в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Основной задачей практического обучения является освоение методик определения натуральности и доброкачественности продуктов животного происхождения по регламентированным показателям Госстандартом и «медико-биологических требований качества пищевых продуктов» в условиях организации исследования с учащимися. Основным методом изложения теоретических сведений является изучение технологии производства и стандартизации в системе ГОСТ РФ пищевых продуктов. С целью повышения эффективности занятий ученики знакомятся с работой испытательных лабораторий института, мясокомбината, лабораторией ветсанэкспертизы рынка.

По законченным разделам программы проводится опрос или контрольная работа. Законченные работы оформляются в виде докладов, на городских и областных конференциях НОУ и студентов защищаются и оформляются в виде дипломной работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

В течение учебного года количество занятий планируется в объеме 102 часа. Занятия проводятся 3-х часовые, что составляет 34 занятия в год. Для нашего курса наиболее приемлемой оказалась следующая структура:
1. Общий курс обучения- 14 тем (42 часа 41,2%).
2. Индивидуальная экспериментальная работа по избранным темам - 12 занятий (36 часов 35,3%).
3. Завершающий этап- 8 занятий (24 часа 23.5%)
4. Дополнительные занятия - без учета времени.

Общий курс обучения.
Цель: Дать по возможности подробное представление учащимся о показателях качества пищевых продуктов, освоить практические навыки последовательности исследований:
- методика осмотра пищевых продуктов, изучение сопроводительной документации:
- методы органолептического исследования;
- методы физико-химических (биохимических) исследований;
- оформление заключения о качестве.

Урок 1.
Введение. (Организационное занятие).

1. Цели и задачи специализации- 1 час.
2. Знакомство с лабораториями кафедры, оборудованием- 1 час.
3. Понятие о ветсанэкспертизе, как науке, обеспечивающей безвредность продуктов питания животного происхождения- 1 час. На первом уроке школьники в меру своей компетентности усваивают понятие о научно-исследовательской деятельности.
Общая цель курса - сформировать у учащихся элементарные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы (НИР). Курс состоит из теоретической и практической частей. Поясняются уровни НИР: от учебно-научного сообщения до открытия. Поясняется, на каком уровне строится НИР в лицее- это проведение самостоятельных исследований под руководством преподавателя, заканчивающихся докладом (в кружке, НОУ, научной студенческой конференции, публикацией в открытой печати, дипломной работой).

Урок 2.
Термины и понятия, используемые в курсе.
1. Понятие о качестве продуктов (товарные показатели, санитарные показатели, пищевая и биологическая ценность)-2 часа.
2. Понятие о государственных стандартах (ГОСТ). Категории экспертов; виды экспертиз. Индивидуальная работа с ГОСТами-1 час.
Цель: показать важное(ь владения терминологией в исследовательской деятельности. Все определения терминов и понятий лицеисты записывают в тетрадь.

Урок 3.
1. Опрос по теме: «Основные термины и понятия ветсанэкспертизы-30 минут.
2. Знакомство с методикой подготовки дегустаторов для мясной промышленности РФ по материалам лаборатории органолептики ВНИИМП-30 минут.
3. Самостоятельная работа с образцами вкусовых и пахучих веществ: 2 часа,
- определение вкусового дальтонизма;
- определение основных видов вкуса и запаха;
- определение индивидуальной пороговой чувствительности.
Цель: показать возможности человека в оценке качества продуктов с помощью своих органов чувств- зрения, обоняния, осязания, вкуса. Оценить собственные способности гю определению основных видов вкуса (сладкого, кислого, горького, соленого) по стандартной методике подготовки дегустаторов.

Урок 4.
1. Знакомство с методикой стандартной обработки результатов экспериментальных исследований по И.А.Ойвину - 2 часа.
2. Самостоятельная работа по изучаемой методике с подготовленными вариантами - 1 час.
Цель: овладеть современными методами статистической обработки цифрового материала: среднего арифметического, величины квадратических отклонений, вероятность различий результатов исследований, проведенных на различных группах. На 4-й урок лицеисты приходят со своими калькуляторами.

Урок 5.
Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса.
1. Определение видовой принадлежности мяса (говядины, свинины, баранины) по методам ГОСТ-2 часа:
- анатомический метод;
- определение температуры плавления и застывания жира;
-реакция на гликоген;
-реакция преципитации.
2. Органолептическое исследование мяса на свежесть-1 час. Методы определения цвета, запаха, консистенции. Проба варкой.
Цель: освоить элементарные методы исследования мяса и закрепить полученные практические навыки. Научить давать научно обоснованное заключение о методах и реакциях, которые характеризуют продукт (мясо) как свежее, сомнительной свежести или несвежее.

Урок 6.
Ветеринарно-санитарный контроль мяса и продуктов животноводства на рынке. Занятие проводится на базе лаборатории ветсанэкспертизы центрального рынка:
1. Оформление документов на мясо и пищевые продукты-1 час.
2. Методика осмотра туш и органов-1 час.
3. Клеймение мяса-1 час.
Воспитательная цель занятия -показать роль и значение эксперта в деле охраны здоровья людей.

Урок 7.
Биохимическое исследование мяса на свежесть.
На образцах мяса (не менее 3-х) осваиваются санитарные методики: определение рН, реакция на пероксидазу, реакция на аммиак, реакция осаждения белков. Всего 3 часа. Цель: уяснить сущность биохимических изменении в мясе при его порче, научиться давать научно обоснованное заключение о категории мяса по стандартным исследованиям.

Урок 8.
Бактериоскопия мяса.
1. Освоение методики приготовления отпечатков из мяса, их фиксация и окраска по Граму, -1 час.
2. Самостоятельная работа с образцами мяса различной категории свежести-2 часа.
Цель: научиться давать санитарную оценку мяса по количеству и качеству микрофлоры по стандартной методике ГОСТ.

Урок 9.
Коллоквиум по теме «Исследование мяса».

1 .Опрос и закрепление материала по урокам №5, 6, 7. 8-2 часа.
2. Деловая игра-1 час.
Цель: обобщение пройденного материала. Развитие профессионального мышления в ответах на поставленные вопросы в деловой игре.

Урок 10.
Методы исследования мяса от больных животных по методикам ГОСТ-2 часа. Знакомство с государственной системой сертификации продуктов питания. Оформление сертификата на исследованный продукт-1 час.
Цель: освоение стандартных методов определения мяса больных животных (незаразные болезни). Оценка снижения качественных и товарных показателей мяса больных животных по сравнению со здоровыми.

Урок 11.
Исследование на трихинеллез.

1. Работа с патологическим материалом от дикого кабана-2 часа.
2. Выбор тем экспериментальных исследований, их обсуждение. Подбор литературы для домашней самоподготовки-1 час.
Цель: освоение методики паразитологического исследования на трихинеллез, являющейся обязательной для свинины.

Урок 12.
Исследование мясных баночных консервов по комплексу показателей, регламентированных ГОСТ-2,5 часа. Оформление гигие­нического сертификата по результатам законченных исследований-0,5 час.
Цель: развитие профессионального мышления. Работа полностью самостоятельная по стандартным методикам, под руководством преподавателя.

Урок 13.
Исследование колбас по комплексу показателей, регламентированных Госстандартом-2,5 час. Оформление гигиенического серти­фиката по результатам законченных исследований-0,5 час.
Цель: развитие профессионального мышления. Работа полностью самостоятельная по стандартным методикам, под руководством преподавателя.

Урок 14.
Исследование меда (не менее 3-х образцов) по комплексу показателей, регламентированных Госстандартом-2,5 час. Оформление гигиенического сертификата по результатам законченных исследований-0.5 час.
Цель: развитие практических навыков и профессионального мышления. Работа полностью самостоятельная по стандартным методикам, под руководством преподавателя.

Индивидуальная экспериментальная работа по избранным темам -12 занятий.(Урок 15-26).По каждой теме составляется план, в котором отражены предполагаемые результаты.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.

Урок 27.
1 .Утверждение названия докладов-1 час.
2. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований-2 час.

Урок 28.
Работа над текстами докладов и таблицами-3 час.

Урок 29.
Выступления на секциях студенческой научной конференции Уральского государственного института ветеринарной медицины (УГИВМ) с докладами- без учета времени.

Урок 30.
Выступления с докладами на секциях юродской научной конференции школьников- без учета времени.

Урок 31.
Подведение итогов выступлений с докладами на школьной и студенческой научных конференциях-3 часа.

Урок 32.
Оформление дипломных работ. Подготовка к областному конкурсу исследовательских работ на областной научно-практической конференции НОУ (Челябинское научное общество учащихся ).Без учета времени.

Урок 33.
Работа с текстами дипломных работ. Подготовка докладов и таблиц к областному конкурсу. Без учета времени.

Урок 34.
Защита дипломных работ. Выступления с докладами на областном конкурсе НОУ. Без учета времени.

Дополнительные занятия. Проводятся по мере необходимости без учета времени, вне расписания:
- знакомство с испытательной межкафедральной лабораторией УГИВМ;
- знакомство с дипломными работами студентов;
- самостоятельная работа с литературой дома и в библиотеке;
- изготовление таблиц и наглядных пособий;
- работа на компьютере с текстами дипломных работ.

ЛИТЕРАТУРА.

1.  Кларин М.В. Инновационные методы обучения в зарубежных педагогических поисках. -М: Арена, 1994.
2.  Мурзо Г.В. Формирование умений устной учебно-научной речи на уроках русского языка. - М: ИОО МО РФ, 1989.
3. Рахимов А.3. Формирование творческого мышления школьников . УФА: Госкомиздат Башкирской ССР, 1989.
4.  Макаров В.А., Фролов В.П, Шуклин Н.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства (учебник для ВУЗов) -М: Агропромиздат, 1991.
5.  Бутко М.П., Костенко Ю.Г. Руководство по вегеринарно-санитарной экспертизе и гигиене производства мясных продуктов -М: РИФ «Антиква», 1994.
6.  Родина Т.Г., Вкус Г.А. Дегустационный анализ продуктов - М: Колос, 1994.
7.  Соколов А.А., Павлов Д.В, Большаков А.С. Технология мяса и мясопродуктов (учебник для Вузов пищевой промышленности) -М: Пищепромиздат, 1980.
8. Рейн Л.М, Мищенко Е.П, Грицай Н.П, Хохлова Э.В. Технология мясо-   и   птицепродуктов   (учебник   для   техникумов   мясной промышленности)-М: Пищевая промышленность, 1986.
9.  Сборник Государственных стандартов Союза ССР - Мясо и мясные продукты - М: Издательство стандарт, 1990.
10. Сборник Государственных стандартов СССР - Мясные консервы-М: Издательство стандартов, 1990.
11.  Житенко П.В., Боровков М.Ф. Ветеринарно- санитарная экспертиза продуктов животноводства на колхозных рынках М: Росагропромиздат, 1990.
12.  Колоболотский Г.В. Практикум по ветеринарно-санитарной экспертизе-М: Колос, 1966.
13. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по ветеринарно-санитарной экспертизе разработаны сотрудниками кафедры и опубликованы типографским путем.
14.  Методико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов- М: Издательство стандартов, 1994.

Вернуться к списку инновационных образовательных программ

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz