Оценка способностей детей, поступающих в естественно-научный лицей.
Старченко С.А., Старченко В.А. Оценка способностей детей, поступающих в естественнонаучный лицей. Челябинск: ЧГПУ. 2002. 25с. Издательство второе переизданное.
В данном пособии излагаются психолого-педагогические основы по оценке способностей детей, поступающих в естественнонаучный лицей. Рассматриваются тестовые задания, позволяющие оценить интеллектуальные способности и показатели развития учащихся, определить уровень сформированности учебных умений. Пособие рекомендовано для учителей и родителей.
Рецензенты: Тулькибаева Н.Н. - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Челябинского педагогического университета; Тропникова Н.П. доцент кафедры педагогики и психологии Уральского государственного академии ветеринарной медицины.
С .А. Старченко, В.А. Старченко Издательство ЧГПУ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ЛИЦЕЙ.
Прежде чем рассматривать пути, приемы и методы оценки способностей детей, окончивших начальную школу, определимся с требованиями, предъявляемыми к лицейскому образованию, с сущностью данного вида обучения.
В законе "Об образовании" предусматривается многообразие видов учебных заведений, классифицированных по различным признакам. Наиболее интересная для нас классификация учебных заведений по интеллектуальному признаку. Так высшей формой организации общеобразовательного учебного заведения по выделенному признаку является лицей. Лицей - это вид общеобразовательного учебного заведения для способных и одарённых детей, проявляющих познавательную, научную, социально-культурную направленность.
Лицей как муниципальное или государственное образовательное учреждение обеспечивает общее умственное развитие ребенка, но в отличие от школ и гимназий, лицейское образование (5-11) способствуют формированию и проявлению специальных познавательных способностей детей, что задает четкий научный или профессиональный профиль развитию личности. На базе общеобразовательной подготовки, с учетом государственного стандарта, через усвоение предметного содержания ученик, кроме научной специализации, получает профессионально значимые знания, умения, навыки. Неслучайно поэтому образование в лицее направленно па конкретные вузы, преподаватели которых ведут занятия с лицеистами.
В лицеях складываются разные формы взаимоотношений двух образовательных институтов: вуза и лицея, через которые решаются задачи подготовки учащихся к вузу. Познавательный профиль ученика формируется в условиях заданной профессиональной ориентации. Отсюда более специальными должны быть и требования к ученику как лицеисту. Эти требования должны быть определены, и учитываться при наборе учащихся в лицей. Требования предусматривают сформированность базовых знаний и умений учащихся, отношение учащегося к познавательной деятельности, высокий уровень развития интеллектуальных способностей, определяющих профильную направленность личности.
Таким образом, лицейское образование определяется следующими признаками:
1. Выраженная направленность учебного заведения на научную, культурную или профессиональную область общественной деятельности.
2. Отбор способных детей, имеющих научную, социально-культурную, профессиональную или познавательную направленность, проявляющих интерес к той или иной области общественной деятельности.
3. Приоритет фундаментальности и предметности подготовки учащихся над научным фрагментализмом и прикладной подготовкой.
4. Высокий профессионализмом учителей, знающих свой предмет на уровне содержания высшей школы, владеющих методиками развивающего обучения общеобразовательного учебного заведения.
5. Прогрессивная система управления, обеспечивающая приоритет развития личности ребенка, его интеллектуальных способностей, удовлетворяющая потребности и склонности ребенка.
6. Характерная направленность воспитательной работы, сориентированной на индивидуальное развитие личности, на формирование у него отношения к здоровому образу жизни, к положительному отношению к интеллектуальной, познавательной, научно-исследовательской, творческой деятельности, к культурным ценностям Отечества.
7. Тесная взаимосвязь данного вида учебного заведения с Вузами, использование их интеллектуального потенциала и материально-технической базы.
Перечисленные признаки лицейского образования позволяют выделить основные принципы организации образовательного процесса и требования к содержанию естественнонаучного лицейского образования. В связи с этим образовательный процесс в лицее должно отвечать следующим принципам:
- научности;
- фундаментальности;
- целостности;
- направленности;
- индивидуализации и личной ориентированности;
- преемственности;
- системности.
При определении детей в лицей родители должны четко представлять общие подходы образовательной деятельности, реализуемые педагогами в учебно-воспитательном процессе данного вида образовательной системы и сопоставлять их со способностями и направленностью своих детей, их интересами, с возможностями детей отвечать требованиям лицейского образования.
Перечислим основные направление образовательной технологии, которая также является специфической и характерной для лицейского образования:
1. Структура деятельности учителя ориентируется на деятельность самого способного ученика в классе. Таким образом, учитель работает в ближайшей зоне развития всех остальных, не менее способных, детей.
2. Высокий темп обучения. Данное направление обеспечивает постоянное состояние учащегося в зоне развития.
3. Ведущая роль теоретических знаний. Это обеспечивает в процессе научения высокий уровень развития умственных способностей учащихся.
4. Формирование у учащихся системы обобщенных способов самостоятельной познавательной деятельности обеспечивает перенос структуры познавательной деятельности на другие виды деятельности.
5. Ориентация познавательной деятельности учащихся на творческий, исследовательский труд, на высокий уровень самостоятельности, самодеятельности, самовыражения.
6. Индивидуализация познавательной деятельности с учетом потребностей и интереса учащихся.
7. Обеспечение условий для комплексного развития личности, приоритет умственному развитию над остальными видами развития.
Выделенные особенности лицейского образования, принципы его реализации, основные направления организации образовательного процесса в Троицком естественнонаучном лицее позволяют нам определить общие подходы к отбору детей, требования к их знаниям, умениям и способностям, методики выявления и оценки образовательных и.интеллектуальных показателей личности ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Если в общеобразовательном учебном заведении преобладают тенденции фундаментализации и теоретизации естественнонаучного образования, реализуется интерактивноличностный подход к содержанию образования, используются современные развивающие технологии в образовательном процессе, учебное заведение имеет непосредственный контакт с естественнонаучными университетами и институтами, осуществляется отбор детей с естественнонаучной направленностью, то этот вид общеобразовательного учебного заведения можно отнести к естественнонаучному лицею.
Естественнонаучный линей - это общеобразовательное учебное заведение, сориентированное на работу с детьми, проявляющими склонности, способности и интерес к естественнонаучным дисциплинам. Лицей как образовательно-воспитательное учреждение главой целью своей деятельности видит в создании условий естественнонаучного образования, условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности школьника на основе интерактивного подхода к решению учебно-воспитательных задач, широкой индивидуализации учебного процесса, предоставлению каждому лицеисту возможностей максимального развития, подготовки к обучению в высшей школе. Главное в деятельности лицея - ориентация всей педагогической системы на удовлетворение познавательных потребностей учащихся, реализация личностно-ориентированного обучения, развитие естественнонаучных склонностей и способностей учащихся, формирование естественнонаучного мышления.
В лицей отбираются дети на основе оценки их уровня знаний и умений, анализа типа мыслительной деятельности, определения отношения к познавательной деятельности, обследования состояния здоровья, отношения родителей к образованию своего ребенка.
Условно можно выделить три основных образовательноразвивающих критерия, позволяющих судить о готовности ребенка к обучению в естественнонаучном лицее.
Образовательно-развивающие критерии можно представить в виде блоков, которые включают содержание заданий и тестов, позволяющих судить о готовности ребенка к обучению в лицее.
1. Блок оценки знаний и умений ребенка, позволяющий оценить уровень сформированности знаний и умений на момент окончания обучения в начальной школе.
2. Блок оценки развития ребенка, который позволяет получить представление об уровне развития мыслительной деятельности, познавательных способностях, направленности и физического развития учащегося.
3. Блок оценочных показателей, позволяющих судить об уровне сформированности отношения учащегося к познавательной деятельности и роли родителей в образовании своего ребенка.
В процессе оценки образовательных и интеллектуальных показателей члены приемной комиссии пользуются следующими психолого-педагогическими методами:
Вернуться к списку авторских программ учителей