Методические основы осуществления дидактического синтеза содержания естественнонаучного образования.
Старченко С.Л., Шталева П.Р.
Методические основы осуществления дидактического синтеза содержания естественнонаучного образования. -Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2005. - 30с.
В учебном пособии представлено направление повышения целостности содержания естественнонаучного образования на основе теории интефации. Пособие адресуется широкому кругу педагогической общественности: учителям школ, студентам, аспирантам, научным работникам, всем кто занимается проблемами моделирования образования в условиях его профилизации.
Рецензенты: Тулькибаева П.П., доктор педагогических наук, профессор ЧП 1У; (Габина С.Н., доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ.
ISBN 5-У945-0245-8
(С.А. Старченко, Н.Р. Шталева, 2005 С) Издательство ЧГПУ, 2005
ВВЕДЕНИЕ
Естественнонаучное образование является важнейшей составляющей общего образования, на базе которого формируются фундаментальные знания о живой и неживой материи, развиваются процессы адекватного отражения личностью реального мира, реализуются механизмы становления профессиональных и мировоззренческих знаний и качеств личности.
Личностно-ориентированная парадигма организации образования определяет актуальность разработки содержания естественнонаучного образования, удовлетворяющего профильные интересы учащихся, обеспечивающего повышение качества профессиональной подготовки. Возникает необходимость разработки подходов, обеспечивающих повышение целостности содержания образования, максимально отвечающего познавательным потребностям личности, эффективно обеспечивающего становление профессиональных качеств. Таким методологическим подходом к формированию содержания естественнонаучного образования может выступать интефативно-личностный подход. Сугь подхода определяется его целевой установкой: формирование содержания естественнонаучного образования на основе интегративных процессов, протекающих в дидактической системе, с учетом возможностей, способностей внутренней предрасположенности и направленности поведения личности.
Теория интеграции содержания естественнонаучного образования предусматривает различные уровни представления целостности содержания образования. Так, выделяются комплексный, предметный, межпредметный (кооперационный) уровень, уровень дидактического синтеза и уровень дидактической целостности представления содержания образования в различных учреждениях. В современных условиях с учетом личностно-ориентированной парадигмы образования эффективным является процесс формирования содержания естественнонаучного образования на уровне дидактического синтеза.
С гносеологической точки зрения дидактический синтез в преподавании естественных наук есть отражение в содержании и методах обучения тенденций соединения, упорядочения и обобщения естественнонаучных дисциплин, курсов, предметов, модулей с учетом дидактических целей.
С методологической точки зрения дидактический синтез выступает как дидактическое условие повышения целостности содержания естественнонаучного образования, обеспечивающее повышение теоретического обобщения знаний, становление профессиональных знаний и способов деятельности, развитие синтезированного и профессионального мышления, формирование профильной направленности поведения личности. Целостность содержания естественнонаучного образования может быть представлена на уронне внутрипредметной целостности знаний, когда в учебном предмете выстраивается общая логика научного познания той или иной формы движения материального мира. Следующий уровень, отражающий целостность содержания, определяется взаимосвязью отдельных предметных научных образований, раскрывающей их кооперацию, связи между фундаментальными науками. Соединение, на уровне контакта или пересечения областей естественнонаучного познания, задает еще один уровень целостности содержания, который характеризуется синтезом и образованием нового теоретического знания. И, наконец, соединение и объединение знаний образовательных областей, дисциплин, учебных предметов, курсов. Это уровень, который обеспечивает высокий уровень целостности, профильности содержания, решает задачи профессиональной направленности личности и образовательного процесса.
Целью данного пособия является теоретическое обоснование дидактического синтеза как категории, характеризующей соединение в целое содержание естественнонаучного образования, раскрывающего общие закономерности его осуществления в образовательном процессе, а также процессы моделирования содержания образования с учетом личностно-ориентированной парадигмы.
ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрение методологических основ синтеза содержания естественнонаучного образования обусловлено развитием ряда тенденций, характерных для образовательной системы России. К ним относятся:
• индивидуализация образовательного процесса,
• профнлизация обучения,
• вариативность содержания образования,
• социализация и гуманизация образовательного процесса. Определяя методологические основы дидактического синтеза естественнонаучного образования важно выделить источники и факторы соединения содержания образования.
Объективными источниками связи, взаимодействия, соединения и объединения естественнонаучных знаний в образовательном процессе выступают целостность отрасли научною познания, межнаучное взаимодействие отраслей, научно-технический прогресс. Субъективными источниками выступают возможности личности отражать гот или иной уровень целостности содержании образования, цели социума, требования рынка н производства к квалификации специалиста.
Факторы формирования содержания - это движущая сила соединения естественнонаучных знаний и способов деятельности в образовательном процессе, обеспечивающая достижение цели. Они могут быть представлены потребностями личности, семьи, общества к соответствующему уровню обракшапня, а также квалификацией учителя, целевыми установками Министерство образования Российской Федерации Троицкий естественнонаучный лицей
Вернуться к списку методических рекомендаций