1. Образовательная программа по естествознанию в 5-ом классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Инновационные образовательные программы

 

Образовательная программа по естествознанию в 5-ом классе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
в 5 классе (64 часа)

Введение. Природа. Явления природы. Человек - часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Физика, химия и биология - науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия, биология, астрономия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, эксперимент, теория.

Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка, динамометр, психрометр (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные опыты: определение размеров физического тела; измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мерного цилиндра; измерение плодцади поверхности правильной и сложной формы: определение объема твердого тела правильной и сложной формы.

Тела и вещества. Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкоетура.Термометры. Делимость вещества. Молекулы и атомы. Представ­ление о размерах молекул. Движение молекул. Связь скорости движения молекул с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие молекул и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

Химические элементы. (Кислород, азот, водород, углерод, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периоди­ческая система Д.И. Менделеева. Простые и сложные вещества (кисло­род, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Металлы и неметаллы: медь, железо, алюминий, сера, фосфор, углерод. Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Растворы и взвеси. Массовая доля вещества в растворе. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Воздух - смесь газов.

Лабораторные опыты: наблюдение тел и веществ, сравнение физических тел по их характеристикам, наблюдение воды в различных состояниях, измерение массы с помощью рычажных весов, определение плотности вещества, исследование делимости вещества, исследование явления диффузии, исследование взаимодействия молекул различных веществ, изучение химических элементов с помощью периодической системы Менделеева, исследование явления горения в кислороде, приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли, разделение растворимых и нерастворимых в воде веществ фильтрованием, обнаружение кислорода в составе воздуха.

Механические явления. Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движение. Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии.

Действие и противодействие. Сила, как характеристика взаимодейстствия. Динамометр. Ньютон - единица измерения силы. Инерция.Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхности. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Деформация.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль - единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Звук, как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание - необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Лабораторные работы: измерение силы с помощью динамометра, исследование зависимости инертности от массы тела, изучение трения, наблюдение различных видов деформации, исследование зависимости силы упругости от деформации, изучение зависимости давления от площади опоры, наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, исследование зависимости величины давления в жидкости от глубины погружения, исследование действия жидкости на погруженное в нее тело, выяснение условия плавания тел в жидкости.

Тепловые явления. Изменение объема твердых, жидких и газооб­разных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. Кипение, температура кипения, конденсация. Теплопередача.

Лабораторные опыты: исследование изменения длины тела при нагревании и охлаждении; исследование изменения объема тел при нагревании и охлаждении; отливка фигурки игрушки; нагревание стеклянной трубки; исследование процесса испарения жидкости; исследование теплопроводности воды и воздуха; наблюдение кипения воды; разметка шкалы термометра.

Вернуться к списку инновационных образовательных программ

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz