2. Образовательная программа по естествознанию в 6-ом классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Инновационные образовательные программы

 

Образовательная программа по естествознанию в 6-ом классе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
в 6 классе (64 часа)

 

Электромагнитные явления. Строение атома. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении.  Взаимодействие разноименно и одноименно заряженных тел магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применения постоянных магнитов. Электрический ток, как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер - единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток. Напряжение. Вольтметр. Вольт - единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройств). Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения. Действия тока. Нагревательное действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные опыты: исследование электрических цепей: последовательное соединение; параллельное соединение электро­приборов; исследование нагревательного действия электрического тока;, исследование магнитного действия тока: исследование действия магнита на ток; исследование химического действия тока. Сборка электромагнита и исследование его действия Сборка электродвигателя.

Световые явления. Свет. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др. Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала. Преломление света. Линзы и их типы, изменение с их помощью формы светового пучка. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал). Глаз и очки. Разложение белого цвета в спектр. Радуга.

Лабораторные опыты: исследование образования теней и полутеней; изучение отражения света; наблюдение отражения света в зеркале; исследование явления преломления света; получение изображений при помощи линзы; наблюдение спектра солнечного света.

Химические явления. Химические реакции, их признаки и условия протекания. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Реакция разложения и соединения. Горение, как реакция соединения. Оксиды. Углекислый газ, негашеная известь, кварц. Нахождение в природе, физические и химические свойства. Особые свойства серной, соляной и уксусной кислоты: правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение. Соли (поваренная соль, сода, мел. мрамор, известняк, медный купорос и др.);

Химические вещества: углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), их некоторые свойства и применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.

Лабораторные опыты: наблюдение физических и химических явлений; проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами: исследование явления растворимости солей в воде.

Биологические явления. Биосфера. Клеточное строение живого организма. Строение растительной клетки. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Вегетативные органы. Генеративные органы. Ткани растений. Размножение растений. Почвенное питание растений. Минеральные удобрения. Фотосинтез. Передвижение веществ в растении. Дыхание растений. Рост и развитие растений. Строение и жизнедеятельность бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Разнообразие растений. Особенности строения и жизнедеятельности организма животного. Ткани организма животного. Системы органов животных. Питание животных. Дыхание животных. Перенос веществ в организме животного. Передвижение животных. Размножение и развитие животных. Разнообразие животных и их роль в биосфере. Особенности организма человека. Природные сообщества. Биогеоциноз. Круговорот веществ в природном сообществе. Пищевая цепь. Изменения в природном сообществе.

Лабораторные опыты: наблюдение строения клетки; изучение строения кожуры лука; исследование явления осмоса; исследование растительных и животных клеток; изучение клеточного строения ткани; изучение органов растений; изучение органов животных; биогеоциноз; пищевая цепь.

Астрономические явления. Земля - планета солнечной системы. Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на разных широтах: обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года. Луна - спутник Земли. Фазы Луны. Изменение горизонтальных и вертикальных координат небесных тел в течении суток. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп. Исследование космического пространства. К.Э. Циолковский. СП. Королев - основатели космонавтики. Ю.А. Гагарин -первый космонавт Земли.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ УЧАЩИХСЯ.

Человек преобразует природу; масса; температура; строение атома; кислород: водород; вода; воздух; всемирное тяготение; деформация: звук; электрический ток; действия электрического тока; свет; соли; белки; жиры; углеводы; природный газ и нефть; Земля - планета солнечной системы, созвездия. Солнце; Луна; солнечная система; космические исследования; гидросфера; литосфера; атмосфера; история развития судостроения: история развития авиации; химические явления в природе; механизмы: источники энергии; двигатель внутреннего сгорания; электростанции; радио и телевидение.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В 5-6 КЛАССАХ

Учащиеся должны знать:
• структуру анализа природного явления.
• научные методы изучения явлений природы:
• план деятельности по проведению опытов, экспериментов, домашних опытов;
• устройство приборов, лабораторного оборудования, принцип действия, технологию применения приборов и оборудования: рычажные весы, динамометр, термометр, гигрометр, психрометр, амперметр, вольтметр, телескоп, микроскоп, электроскоп:
• структуру деятельности работы на компьютере.

Учащиеся должны уметь:
• проводить самостоятельно лабораторные и домашние опыты;
наблюдения по приведенному плану;
• применять компьютерную технику для проведения расчетной части лабораторных опытов и работ, для поиска информации, ее систематизации;
• работать с компьютерным лабораторным комплексом;
• работать с учебником, справочной литературой, методическими пособиями по проведению опытов (конспектировать материал, систематизировать, выделять главную мысль);
• применять полученные знания для объяснения явлений природы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава ГА. Диагностика и развитие мышления подростков. - Бийск, 1993.
2. Гуревич Г.И. Лоция будущих открытий. - М.: Наука, 1990.
3. Гамов Г. Биографии физиков. - США., 1969.
4.  Коршунов A.M. Познание и деятельность. - М.,1984.
5.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.. 1975.
6.  Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых >мений. - М.,: Высш. шк., 1986.- 250с.
7. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
8. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. - М. Машиностроение, 1989.
9.  Усова А.В. Формирование обобщенных умений и навыков. // Народ, образование 1974.- №3.
10. Усова А.В. Актуальные вопросы преподавания физики. // Сове­тская педагогика 1978.- №10.
11. Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавате­льных умений у учащихся./УСоветская педагогика 1980.- №12.- С.45-48.
12.  Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков. - Челябинск, 1982 .-26с.
13.  Усова А.В.. Вологодская З.А., Иванова Н.Е. Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей учащихся. // Учеб. пособ. к спецкурсу. - Челябинск, 1993.
14.  Тулькибаева Н.Н., Усова А.В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. // Учеб. пособ. к спецкурсу. - Челябинск, 1981.
15.  Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. - М.,1993.

 

Автор: Епимахова. О.Е., учитель химии
Рецензент: Разумовская Л.М., канд. биолог, наук, доцент УГИВМ.

 Вернуться к списку инновационных образовательных программ

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz