Учебный курс "Химический элемент".
Элементы структуры курса "Химический элемент".
1. Химически неделимая частица вещества - атом.
2. Атом - частица химического элемента.
З. Химический элемент - вид атомов.
4 Элементы способны соединяться между собой в определенных числовых отношениях.
Элементы структуры курса "Химическое соединение".
1. Молекула - химически делимая частица вещества
2. Молекула составлена из атомов, находящихся в определенных массовых отношениях. Масса молекулы равна сумме масс, входящих в нее атомов.
3. Атомный состав молекулы выражает элементарный состав вещества.
4. Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов.
5. Молекулы простых веществ состоят из атомов одного химического элемента.
6. Молекула является самой маленькой частицей, участвующей в химических превращениях.
Учебный эксперимент составляет основу курса «Экспериментальные основы химии» и является этапом к овладению общей методики научного эксперимента, который формируется в спецкурсах и спецлабораториях в старших классах.
В структуру исследовательской деятельности формирующейся в лицее, входят экспериментальные умения. Поэтому важно в рассматриваемом курсе, начиная с раннего этапа обучения, формировать экспериментальные умения. Курс является начальным этапом в формировании экспериментальных исследовательских умений. Отдельные действия экспериментальной деятельности: проведение опытов, наблюдение химических явлений, осуществление аналитической деятельности, формируются опираясь на методику обобщенной структуры познавательной деятельности.
Содержание разделов курса.
В первом разделе «Представления о веществе и химических реакциях» формулируются представления и понятия о веществах и химических реакциях, рассматриваются свойства веществ, формируется умение проводить эксперимент в процессе проведения лабораторных и практических занятий. На занятиях рассматриваются физические свойства веществ, формируются основные приемы работы.
В этом разделе излагаются следующие вопросы:
1. Вещество и его свойства. Знакомство с лабораторным оборудованием: лабораторный штатив, стеклянная и мерная посуда. Измерение объема жидкости в мерной посуде. Источники энергии. Правила обращения со спиртовкой и нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Чистые вещества и смеси. Смеси однородные и не однородные. Методы разделения смесей: фильтрование, отстаивание, действие магнитом, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Определение плотности твердых веществ, не растворяющихся в воде и жидкостях. Признаки химических реакций. Условия течения и условия возникновения химических реакций.
2. Лабораторные работы: 1. Вещество. Свойства веществ. 2. Знакомство с лабораторным оборудованием. 3. Источники энергии. Изучение строения пламени. 4. Разделение веществ методом перекристаллизации. 5. Очистка жидкостей перегонкой. 6. Весы, правила взвешивания. 7. Определение плотности жидкости. 8. Признаки химических реакций.
3. Практические работы. 1. Количественное определение загрязненности поваренной соли. 2. Определение плотности твердых веществ, не растворяющихся в воде. 3. Решение экспериментальных задач.
4. Демонстрации. Обращение с лабораторным штативом. Стеклянная и мерная посуда. Измерение объема жидкости в мерной посуде. Электронагревательные приборы. Спиртовка. Правила нагревания на спиртовке. Разделение смесей методом отстаивания, фильтрования. Действие магнитом. Дистилляция. Технические весы. Строение и правила работы. Демпферные весы. Измерение плотности жидкости ареометром. Горение угля, угольной пыли, разложение СаСО,
Экскурсия в межкафедральную лабораторию УГИВМ.
Второй раздел «Первоначальные представления о строении вещества и химическом элементе.» В этом разделе закрепляются представления об атомах и молекулах, о простых и сложных веществах.Даются новые понятия о химическом элементе, об зтносигельной атомной и молекулярной массе, о строении веществ, о молекулярных и атомных кристаллах, кристаллических решетках.
1.На лабораторных и практических занятиях отрабатываются мения проводить опыты и рассматривается следующее содержание: Молекулы и атомы. Атомные кристаллы. Молекулярные кристаллы Кристаллические решетки. Химические элементы. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.
2. Демонстрации: диффузия КМпО,, СН -СООН, CuSO4. Разложение воды электрическим током. Кристаллические решетки СО2, NaCI, алмаза и графита. Получение сульфида железа.
3. Лабораторные работы: Наблюдение кристаллов под микроскопом. Получение сложных веществ из простых.
Третий раздел: обобщаются и закрепляются понятия, данные в первом и втором разделах на конкретных свойствах водорода, кислорода и воды. Формулируются этапы постановки эксперимента, рассматривается следующее содержание:
1. Водород и кислород как химические элементы (положение в таблице; относительная атомная масса) и как простые вещества. Относительная молекулярная масса. Физические свойства. Нахождение в природе. Получение кислорода и водорода в лаборатории и промышленности. Воздух, его состав. Топливо и способы его сжигания. Реакция горения. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Круговорот кислорода в природе. Применение кислорода и водорода. Методы очистки воды. Вода - растворитель. Растворы. Растворимость веществ. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Вода в природе. Применение воды и растворов.
2. Демонстрации реакция горения угля, серы, фосфора в кислороде, разложение перманганата калия, взаимодействие цинка с соляной кислотой.
3. Лабораторные работы: Получение кислорода. Получение водорода. Растворимость веществ в воде. Приготовление растворов с различной массовой долей растворенного вещества.
4. Темы рефератов и докладов. 1 Знакомьтесь - азот. 2. Озон. 3. Сероводород . Действие сероводорода на организм человека. 4. Природный газ. 5. Углекислый газ. Его значение и влияние на окружающую среду.
Требования к усвоению учебного материала по курсу «Экспериментальные основы химии» 7 класса. Учащиеся должны знать основные характеристики химического элемента, простого и сложного вещества. Признаки и условия протекания химических реакций. Знать символы 20 химических элементов. Уметь разъяснять смысл химических формул, уметь применять понятия: относительная атомная и относительная молекулярная масса, простые и сложные вещества, химический элемент, химическая реакция. Знать строение веществ, частицы, составляющие атом, молекулу, ионные соединения, атомных и молекулярных кристаллов, строение и виды кристаллических решеток. Знать состав, распространение в природе, способы получения изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием. Уметь обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой, электронагревательными приборами. Растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование; взвешивать на лабораторно-технических весах, проводить выпаривание, кристаллизацию, дистилляцию; определять плотность твердых веществ, не растворяющихся в воде и жидкостей. Уметь проверять водород на чистоту, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды путем вытеснения воздуха и воды.
Уметь определять кислород и водород; соблюдать правила техники безопасности. Уметь объяснять явления и факты, формулировать выводы. Уметь количественно определять процент загрязненности поваренной соли.
Требования к решению расчетных задач:
- уметь вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ;
- уметь вычислять массовую долю и массу растворенного вещества в растворе, массовую долю химического элемента в веществе.
Вернуться к списку инновационных образовательных программ