4. Программа летней геобиологической практики 5,6,7 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Инновационные образовательные программы

 

Программа летней геобиологической практики 5,6,7 классов.

ПРОГРАММАЛЕТНЕЙ ГЕОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 5, 6, 7 КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЛИЦЕЯ

Автор: Белоусов Д.Л. учитель биологии
Рецензент: Скрыльков А.И., канд. биол. наук, доцент УГИВМ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Формирование прочных естественных знаний, умений, навыков экологических и этических норм поведения в окружающей среде, невозможно без прямых контактов учащихся с природой. Этому способствует летний полевой практикум, который носит интегративный характер и объединяет темы по биологии, экологии и географии.

Цель практикума - закрепить теоретические и расширить практические знания учащихся по биологии, экологии и географии путем знакомства с местными видами флоры и фауны, составом почв, геологическими породами, рельефом, климатом, состоянием природных ресурсов и влиянием на них человеческой   деятельности.

Практикум проводится в виде экскурсий. На экскурсиях осуществляется взаимосвязь теории и практики, что способствуют накоплению фактического материала, формируются навыки самостоятельной работы учащихся. Практикум обеспечивает формирование умения работать в природе, расширяет возможности общения с природой, ставит учащихся в положение исследователя, совершенствует мыслительные операции, развивает и поддерживают интерес к предметам, формирует активную жизненную позицию.

Полевая практика состоит из 3-х этапов: полевого наблюдения во время экскурсии по различным биотопам и исследовательской работы малыми группами (2-4 чел.); самостоятельной работы учащихся (обработки собранного материала; написания отчета) и лабораторного наблюдения; защиты отчета     (итоговой конференции).

Каждое практическое занятие позволяет ученикам воочию увидеть взаимоотношения, которые складываются между живыми организмами, образующими устойчивые естественные экосистемы различ­ных типов и их связь с местными абиотическими факторами. На месте проведения экскурсии учащиеся овладевают методиками климатического наблюдения, ориентирования на местности, оценки эколо­гического состояния места, сбора растений.

Полевой практикум рекомендуется проводить в течение трех лет, в 5, 6 и 7 классах. Практикум проводится учителями биологии и географии и рассчитан на 76 часов. Распределение учебного времени во время летней полевой практики можно примерно представить в виде следующего тематического плана.

Календарно-тематический план

 

 

5

6

7

5

6

7

1.

Установочная беседа.

 

 

 

1

1

1

2.

Видовое     многообразие     хвойного лесного сообщества (сосновый бор)

1

1

 

3

4

4

3.

Видовое     многообразие     хвойного лесного сообщества (сосновый бор).

1

1

3

4

4

4.

Видовое     многообразие      лугового (степного) сообщества.

1

1

1

3

4

4

5.

Видовое многообразие биогеоценоза водоема (реки, озера, болота).

1

1

1

3

4

4

6.

Лабораторная работа

1

1

1

3

3

3

7.

Индивидуальная работа.

 

 

 

3

6

6

8.

Защита отчетов(прием гербариев в 5 кл.)

1

1

1

1

2

2

Итого:

6

6

5

20

28

28

Количество учебных часов, отводимое в программе на изучение отдельных тем, условно. В зависимости от местных условий учитель самостоятельно может изменять их. Учащиеся 5 класса осваивают программу под руководством учителя на уровне знакомства с окружающей природой, учатся собирать и оформлять гербарий, ориентироваться на местности, проводить простые метеонаблюдения, знакомятся с устройст­вом микроскопа и методикой приготовления простых микропрепаратов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Тема №1. Установочная беседа. Цели и задачи полевой практики, подготовка к экскурсиям, план полевой практики. Распределение индивидуальных занятий и раздача программ. Техника безопасности и правила поведения в природе.

Тема №2. Видовое многообразие лесного лиственного сообщества (березняк). Видовой состав растений и животных, ярусность, лекарст­венные, съедобные растения, растения - индикаторы, ядовитые, редкие и исчезающие виды. Доминирующие виды и виды - эдификагоры. Повреждения растений насекомыми, зависимость состояния растений от условий произрастания, почва, географическое положение, рельеф, сбор гербария: степень влияния деятельности человека на состояние лесного сообщества. Основная растительность леса (березняка).

Тема №3. Видовое многообразие лугового (степного) сообщества сосновый бор. Видовое многообразие лугового (степного) сообщества. Видовой состав растений и животных, их хозяйственное значение. Взаимоотношения между организмами в биоценозе луга (степи). Степень и характер влияния деятельности человека на состояние лугового(степного) сообщества. Сбор и обработка собранного материала. Основная растительность луга (степи).

Тема №4. Видовое многообразие водоема (река, озеро, болото). Видовой состав растений и животных водоема (мелководья) и берега. Биоиндикаторы и фильтраторы водоема. Особенности водных растений и животных, их взаимоотношения в болоте. Практическое использование водных растений человеком. Влияние деятельности человека на состояние водных экосистем. Характеристика водоема. Качество и сте­пень загрязнения воды. Сбор и обработка собранного материала. Основная растительность водоема

Тема №5. Лабораторная работа. Обработка материалов экскурсий, с микроскопами, изготовление микропрепаратов, определение растений и животных по определителям, исследование химического состава почвы и воды, освоение методик изготовления влажных и сухих коллекций.

Тема №6. Самостоятельная работа. Гербаризация растений, офор­мление и обработка полевого материала по индивидуальной исследовательской работе (для 6-7 кл.), оформление отчета по форме (каждый учащийся перед практикой получает программу - план выполнения практики и форму оформления отчета).

Тема №7. Защита отчетов (итоговая конференция). Выступления по индивидуальным или групповым темам. Обсуждение полученных данных, сдача отчетов, гербариев, коллекций. Выставка материаловполевого практикума. Оценка отчетов. (Оценка за полевую практику выставляется в учебный журнал после годовой оценки по биологии или экзамена, и выставляется итоговая оценка по предмету). План экскурсий. Маршрут экскурсии. Географическое положение и рельеф местности. Метеорологические наблюдения. Растительный и животный мир объекта наблюдения. Экологическая ситуация. Экскурсионное оборудование. Сачки водные, пинцеты, лупы, морилки, анестезирующие и фикси­рующие вещества (эфир, формалин, спирт), ботанические панки, компасы, рулетки, карта Троицкого района, перочинный ножик, простые карандаши, блокнот(дневники наблюдений), термометры(воздушный и водный), барометр, психрометр, фотоаппарат.

По итогам учебной полевой практики каждый ученик представляет дневник практики, отчет и учебно-морфологический гербарий, а звено-коллекцию по теме самостоятельной работы. Дневник ведется в хроно­логическом порядке и содержит примерно следующие графы: дата работы и ее характер; состояние погоды (температура воздуха, направ­ление и сила ветра, облачность, давление, влажность, осадки) и далее по плану полевой практики. Дневник является рабочим документом и заполняется на экскурсиях, обобщения и выводы делаются учащимися самостоятельно дома. Дневник является исходным материалом для написания отчета. К оформлению отчета предъявляются единые требования.

Отчет содержит следующие разделы:
1.  Краткая биогеографическая характеристика мест прохождения практики, карта и маршрут экскурсии.
2.  Климат, рельеф, почвенно - породный состав местности.
3. Основной видовой состав растительности: а) деревья; б) кустар­ники и кустарнички; в) травянистые растения (доминирующие и часто встречаемые);в) морфологическая характеристика травянистых растений представленного гербария.
4.  Растительные сообщества: а) растения лиственного леса; б) растения хвойного леса; в) растения луга; г) растения степи; д) растения водоема.
5. Лекарственные и ядовитые растения.
6.  Видовой состав животных различных биогеоценозов (система­тическое положение вида, анатомо-морфологические особенности и эколого-биологическая характеристика).
7.  Самостоятельные наблюдения: а) место, время и методы наблюдения, полученные результаты; б) обсуждение результатов; в) выводы.
8. Приложение (гербарий из 10-15 растений, 10 семейств; рисунки собранных животных; план участка с таблицей глазомерной съемки; журнал метеонаблюдения; совмещенный график метеонаблюдений и роза велров).

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ.

1.  Водоросли и простейшие водоемов.
2.  Высшие водные растения водоема.
3.  Видовой состав лекарственных растений окрестностей населенного пункта.
4.  Видовой состав ядовитых растений.
5.  Видовой состав ценных дикорастущих съедобных растений.
6.  Видовой состав и морфологические особенности сорной растительности окрестностей населенного пункта.
7.  Видовой состав и морфологические особенности придорожной растительности.
8.  Влияние уровня освещенности на формирование вегетативных органов растений (на примере 4-5 растений).
9.  Видовой состав высших споровых растений, грибов и лишайников.
10. Степень и тип повреждения растений насекомыми.
11. Качественная оценка загрязнения воздуха окрестностей населенного пункта по видовому составу лишайников и описанию эпифитных мхов.
12. Антропогенное влияние на растительные сообщества окрестностей населенного пункта (вытаптывание, химические и физические повреждения и др.).
13. Почвенная карта окрестностей населенного пункта (с указанием и гербарием растений индикаторов).
14. Насекомые водоема (водные и водно-воздушные).
15. Двухстворчатые и брюхоногие моллюски водоема.
16. Низшие и высшие ракообразные водоема.
17. Губки и кишечно-полостные водоема.
18. Пиявки водоема и плотность дождевых червей берега водоема.
19. Насекомые-опылители луговой и лесной растительности.
20. Жесткокрылые насекомые окрестностей населенного пункта.
21. Коллекция-пособие: «Простые и сложные листья.».
22. Коллекция-пособие: «Строение различных цветков.».
23. Видовой состав древесных растений.
24. Видовой состав кустарниковых растений.
25. Коллекция-пособие: «Морфология стеблей и листорасполо­жение».

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеева Т.В., Тихомиров Б.Н. -Школьный ботанический атлас.
2. Бавтуто Г.А. -Учебно-полевая практика по ботанике. -Минск,Высшая школа, 1990.
3. Вакар В.А. -Определитель растений Урала. -Ср. Ур. Книжное издательство, 1964.
4. Гуленкова М.А, Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.
5. Жизнь растений в 6-и томах. -М.: Просвещение, 1974.
6. Киселев А.И, Тюмасева З.И. и др. -Комплексные зоологические экскурсии на природу. -Челябинск, 1993.
7. Круберг Ю.К. и др. -Иллюстрированный школьный определитель высших растений. -М.: Учпедгиз, 1960
8. Кучеров Е.В. и др. -Полезные растения Южного Урала. -М.: Наука, 1976.
9. Новиков В.С, Губанов И.А. -Школьный атлас-определитель высших растений. -М.: Просвещение, 1990.
10. Онегов А. -Школа юннатов. -М.: Детская литература, 1982.
11. Петров В.В. и др. - Общая ботаника с основами геоботаники.
12. Полянский И.И. -Ботанические экскурсии. -М.: Просвещение,1968.
13. Плавилыциков Н.Н. -Определитель насекомых. -М.: Топикал, 1994.
14. Рабинович М.И. -Лекарственные растения Южного Урала. -М.: Наука. 1995.
15. Тюмасева З.И.- Под медвяной росой. -Челябинск: ЮУКИ., 1991.
16. Тюмасева З.И., Лагунов А.В.- Живые памятники природы Челябинской области. -Челябинск: ИУУ , 1988.
17. Чернова Н.М.- Лабораторный практикум по экологии. -М.: Просвещение., 1986.
18. Черепнин В.Л.- Пищевые растения Сибири. -Новосибирск: Наука., 1987.
19. Шабарисов И. и др. -Книга юного натуралиста. -М.: Молодая гвардия., 1989

Вернуться к списку инновационных образовательных программ

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz