11. Программа учебного предмета "Философские основы естествознания" для 11 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей №13"
г.Троицк Челябинской области

Инновационные образовательные программы

 

Программа учебного предмета "Философские основы естествознания" для 11 классов.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
ДЛЯ 11 КЛАССОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЛИЦЕЯ.

Автор: Голубчиков А.Я. доктор философских наук, профессор.
Рецензент: Гордиюк Н.М. доктор биологических наук, доцент

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В условиях нестабильной общественной ситуации в нашей стране властными структурами не в полной мере осознается значение науки, как потенциальной основы выхода из кризиса. А ведь именно научные исследования, особенно в сфере естествознания могут обеспечить создание конкурентно способных технологий производства как средств производства, так и предметов потребления.

Ученый является целостной человеческой индивидуальностью, причем ее целостность имеет как бы вертикальное и горизонтальное измерение. По горизонтали это- актуальная целостность мировоззрения, научных интересов, поля исследования, а по вертикали- единство жизненного опыта, слагаемых различных отраслей знания, ситуации практического применения знаний и сформированных умений, навыков.

В последнем случае, есть определенные узловые пункты, когда стихийно и сознательно происходит обобщение, синтез элементов в целостность, ибо возникает особая необходимость их практического применения. 11 класс является первым из таких моментов. Полученные базовые знания нужно объединить в научную картину мира как в своеобразный итог первой стадии познания и инструмент дальнейших исследований, а также практического применения знаний. Этой цели и служит учебный предмет «Философские основы естествознания».

Конечно, не все учащиеся лицея станут в будущем учеными, но формирование целостной научной картины мира необходимо и для эффективного получения высшего образования естественно-научного профиля, и для любого его практического применения. Теоретическая основа предмета включает поэтому широкий спектр современных концепций различных естественных наук в их философской Ин'ерпретации и в возможностях практического применения для совершенствования общественного бытия и общественного сознания.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРЕДМЕТА - создать первоначальную целостность    познавательной    направленности    человеческой индивидуальности учащихся как по горизонтали, так и по вертикали. Для реализации этой идеи кроме традиционных видов познавательной деятельности, большое внимание уделяется:
1). Самопознанию в связи с приобретением синтеза знаний и анализом возможностей его практического применения;
2). Формированию логической культуры мышления посредством анализа устных сообщений;
3). Приобретения навыков использования в микроисследованиях философских, общенаучных и частных научных методов, современных приемов и способов познания. В целом это обуславливает следующую структуру содержания учебного предмета.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
«ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» (60 ЧАС.)
Введение (4 часа).

Предмет философии. Место философии среди других наук. Функции философского знания. Философия и естествознание. Роль философии в жизни общества и человека. Логическая культура естествоиспытателя.

Познание как отношение человека к миру (10 час).
Противоречивая сущность человека и мира как философская проб­лема. Возникновение и сущность общества. Познание как отношение человека к миру. Научное, художественное и религиозное познание. Научная и религиозная картина мира, их сравнительная характеристика. Чувственное, рациональное и иррациональное познание. Методология и методика исследований. Философские и общенаучные методы познания. Проблема истинности научного знания. Научная картина мира как итог и инструмент познания

Роль естествознания в общественном развитии (8 час).
Роль науки в обществе. Естественные науки и государство. Основные противоречия общественного развития. Законы диалектики и естествознания. Роль естествознания в развитии производительных сил и в разрешении противоречий общества.

Философские вопросы современной физики (8 час).
Общая структура физики как фундаментальной науки. Принцип атомизма в физике как отражение объективной диалектики природы. Методологическое значение принципа атомизма. Парадигма современной физики. Материя и движение. Формы движения материи. Движение и покой. Формы покоя. Пространство в физике и философии. Время в физике и философии. Философские основания космологических моделей. Физическая картина мира и философия.

Философские вопросы современной биологии (6 час).
Объект и предмет биологии. Парадигма современной биологии. Взаимосвязь философии и биологии в познании жизни. .Возникновение и сущность жизни. Жизнь как единство самосохранения, самообновления и саморегуляции. Эволюция жизни как объект современной биологии. Системная организация живого. Соотношение уровней организации и развития живой природы. Синтетическая теория эволюции как новый этап в развитии дарвинизма. Многовариантность развития жизни и принцип естественного отбора. Биологическая картина мира и философия.

Социально-биологическая проблема (6 час).
Человек как предмет философского познания. Антропогенез как результат социально направляемой биологической эволюции. Основные этапы становления человека. Родовые характеристики человека. Натуралистические концепции сущности человека. Диалектика социального и биологического в человеке. Понятия "антропного" принципа в современной науке . Человек как результат социальной интеграции биологического и психического.

Философские вопросы современной психологии (8 час).
Современная психология и философия. Парадигма современной психологии. Материя и сознание. Сущность сознания. Бессознательные процессы в человеке. Диалектика сознательного и бессознательного. Интеллектуальная и мистическая интуиция. Способы прекращения диалога в сознании. Суфийские практики. Ребефинг. Саморегуляция состояний психики. Понятие психологической культуры. Психологическая культура ученого- естествоиспытателя.

Философские вопросы техники (8 час).
Понятие техники. Роль техники в жизни общества. Основные этапы развития техники. Научно- техническая революция. Компьютерная революция. Основные последствия технократического развития человечества. Сущность экологической проблемы. Демографическая проблема человечества. Проблема энергетических источников человечества. Нравственный прогресс и регресс. Духовное состояние человечества.

Заключение (2 час).
Смысл жизни индивида и смысл жизни человечества. Проблема в"еземпых цивилизаций. Критерии общественного развития. Перспективы человечества. Научная картина мира в содержательной интерпретации.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И МИКРОИССЛЕДОВАНИЙ.

Проблема возникновения общества. Роль естествознания в развитии производительных сил общества. Особенности религиозного познания. Структура иррационального познания. Роль естествознания в разре­шении противоречий общества. Время и пространство в физике и философии. Проблема происхождения жизни. Эволюция живых существ. Диалектика социального и биологического в человеке. Взаимодействие сознательных и бессознательных процессов в человеке. Психологическая культура ученого- естествоиспытателя. Основные этапы развития техники. Специфика компьютерной революции. Экологическая проблема. Нравственные аспекты развития естествознания. Проблема внеземных цивилизаций. Перспективы человечества.

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ.

Учащиеся, изучившие учебный предмет ""Философские основы естествознания" должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать закономерности возникновения общества и родовые характеристики человека;
- знать особенности познавательного отношения человека к миру ; специфику научного, художественного и религиозного познания;
- уметь применять философские и общенаучные методы познания;
-  иметь навыки сравнительного анализа религиозной и научной картины мира ;
-  знать основные противоречия общества, возможности естествознания в их разрешении и развитии производительных сил; роль науки в обществе, степень влияния ученых- естествоиспытателей на структуру государства и эффективность ее функционирования;
-уметь логически анализировать современные общественные явления;
-иметь навыки прогнозирования общественного развития;
-знать парадигму современной физики формы движения и формы покоя материи в пространстве и времени;
-знать особенности взаимосвязи микромира и макромира;
-уметь синтезировать физическое значение в физическую картину мира;
-иметь навыки сравнительного анализа космологических моделей;
-знать закономерности возникновения и сущность жизни; специфику эволюции живых существ и человека; соотношение уровней организации и развития живой природы; основные этапы становления человека ; диалектику социального и биологического в человеке;
-уметь синтезировать биологическое знание в биологическую картину мира;
-иметь навыки сравнительного анализа родовых характеристик человека и других живых существ;
-знать сущность диалектики сознательных и бессознательных процессов;
-уметь регулировать состояние собственной психики,
-иметь навыки психической культуры;
-знать основные этапы развития техники особенности компьютерной революции;
- основные исследования технократического развития, перспективы человечества;
-уметь интегрировать приобретенные знания в научную картину мира;
-иметь навыки логически последовательного устного выступления, реферирования литературы, проведения научных микроисследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.П. -Становление человечества. М., 1984.
2.  Бердяев Н.А. -Человек и техника. Проблемы социологии и метафизики техники Вопросы философии. -1989. №2.
3. Введение в философию: В 2. ч. М., 1989.
4.  Вернадский В.И. -Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
5. Гараджа В.И. -Социология религии. М., 1995.
6.  Голубчиков А.Я. -Самоопределение индивида. Челябинск, 1992.
7. Готт B.C. -Философские вопросы современной физики. М. ,1988.
8. Диалектика живой природы. М.,1984.
9.  Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1961. 1 О.Коган Л.Н. -Человек и его судьба. М., 1988.
10. П. Концепции самоорганизации: становление нового образа ручного мышления. М.,1994.
11. Карпинская Р.С. и др. -Философия природы: коэволюционная стРатегия. М. 1995.
12. Мещеряков Б., Мещерякова И., -Введение в человекознание. М.,1994.
13. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.
14. Новая технократическая волна на Западе. М.,1992.
15.Пахомов П.Я. -Становление современной физической карты мира. М.,1985.
16. Петровский А. Ярошевский. -История психологии. М.,1994. 17.Полорога В. -Феноменология тела. М..1995. 18.Ракитив А.И. -Философия компьютерной революции. М.,1991. 19.Семенникова ЛИ. -Россия в мировом сообществе цивилизаций.М..1994.
17.(.тепин B.C., Горохов В.Г., Рогозов М.А.. -Философия науки и техники. М.,1995.
18.Сорокин П.А. -Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
19.Философское сознание: драматизм обновления. М.,1991.
20.Федоров Б.И., Джалиашвили З.О. -Логика компьютерного диалога. М.,1994.
21. Философия. Естествознание НТР. М., 1986.
22.Швейцер А. -Благоговение перед жизнью. М.,1992.
23.Эльконин Б.Д. -Введение в психологию развития. М.,1994.
24.Югай Г.А. -Общая теория жизни. М.,1985.

Вернуться к списку инновационных образовательных программ

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz